Пятница, 26.04.2024, 00:15
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

картотека прогулок для старшей группы на декабрь январь февраль

Декабрь
Прогулка 1
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:
—    формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает);
—    учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.
Ход наблюдения
Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый! Вот о чем всю ночь свистел За моим окошком ветер! Он про снег сказать хотел И про то, что зиму встретил. Нарядилась и рябинка В белый праздничный наряд, Только гроздья на вершине Ярче прежнего горят.
Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о при-метах.
♦    Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)
♦    Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)
♦    Декабрь год кончает — зиму начинает.
♦    Теплая зима к холодному лету.
♦    Солнце летом греет, а зимой морозит.
Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    За каким месяцем идет декабрь?
♦    К какому времени года относится ноябрь?
♦    Как изменился общий вид участка по сравнению с осе¬нью?
♦    Зачем засыпают корни деревьев снегом?
♦    Как одеваются люди зимой и осенью?
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» -  дети показывают по порядку времена года.
Цель - закрепить знания детей о временах года.
Трудовая деятельность
Засыпка корней деревьев снегом.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.
Подвижные игры
«Попади в обруч», «Парный бег».
Цель: продолжать учить бегать парами, кидать снежки в Цель.
Индивидуальная работа
Упражнения на скольжение.
Цель: учить с разбега скользить по ледяным дорожкам.    
Декабрь
Прогулка 2
Наблюдение за птицами зимой
Цель:
—    формировать представление о жизни птиц зимой;
—    воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя при¬знаки живого.
Ход наблюдения
Не видно в лесу тропинок,
В тулупах кусты стоят.
Уснувших жуков и личинок
Укрыл под корой снегопад.
Лети же, пичуга, к людям
И прячься скорей за окном,
 А мы кормить тебя будем
Крошками хлеба, пшеном.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Каких птиц вы видите зимой около своего дома?
♦    Почему они прилетают к жилью человека?
♦    Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?
♦    Почему зимующих птиц надо подкармливать?
♦    Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?
♦    Какой корм они охотнее поедают?
♦    Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?
♦    Есть ли кормушка возле вашего дома?
Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию»
Цель - научить составлять описательный рассказ, развивать связную речь. Трудовая деятельность Очистка участка младших дошкольников от снега. Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.
Подвижные игры  «Ловкая пара».
Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата. «Попади в цель». Цель: учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения.
Индивидуальная работа Метание снежков вдаль и в цель.
Цель: развивать координацию движений.

Декабрь
Прогулка 3
Наблюдение за состоянием природы
Цели:
—    учить видеть прекрасное, различать характерные при¬меты зимы, узнавать их в литературных текстах, сти¬хотворениях;
—    закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.
Ход наблюдения
Удивительный художник у окошка побывал, Удивительный художник нам окно разрисовал: Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой. Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой. На стекле цветы и листья — все искрится, все бело. Но без красок и без кисти разрисовано стекло. Замечательный художник у окошка побывал. Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.)
За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пас¬мурный.
Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их ри¬сует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в крис¬таллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группи¬руются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными Цветами.
Дидактическая игра «Назови одним словом».
Цель - активизировать в речи обобщающие слова.
Трудовая деятельность
Заливка цветной водой постройки на участке.
Цель: формировать навыки работы в коллективе.
Подвижные игры
«Не оставайся на полу», «Встречные перебежки».
Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкива¬ясь на товарища.
Индивидуальная работа
Ходьба на лыжах.
Цель: учить выполнять повороты на месте и в движении, подниматься на горку лесенкой и спускаться с нее в низкой стойке.    
Декабрь
Прогулка 4
Наблюдение за тополем
Цель: формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Что делают зимой деревья?
♦    Хорошо им или плохо зимой?
♦    Как мы можем помочь пережить холодную зиму?
♦    В каком состоянии находятся деревья зимой?
Оказывается, холодный сезон является для растения за-сушливым периодом: корни получают очень мало воды. Ли-стья же продолжают ее испарять. Осенний листопад помога¬ет выжить растению. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий зимний сон. Листопад — старение и опадение лис¬тьев накануне зимы.
Дидактическая игра «Тонут – плавают».
Цель: закрепить знания о свойствах предметов, их весе. Активизировать словарь.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожки к дереву, украшение ее, утепление ство¬ла у корней снежным покровом.
Цель: учить заботиться о растениях.
Подвижные игры
«Два мороза», «Кони».
Цели: учить выполнять характерные движения по содержа¬нию игры; развивать ловкость, быстроту.
Индивидуальная работа
«Кто дальше?».
Цель: упражнять в метании снежков правой и левой ру¬кой в определенном направлении.


Декабрь
Прогулка 5
Наблюдение за работой дворника
Цели:
—    продолжать наблюдение за работой дворника;
—    совершенствовать словарный запас;
—    формировать стремление к порядку и чистоте;
—    прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Что делает дворник на участке детского сада зимой?
♦    Какие орудия труда нужны дворнику в это время года?
♦    Как может дворник помочь деревьям зимой?
Первый зимний снежок Белым пухом лежит. Первый легкий мороз  веселит и бодрит.
Дидактическая игра  «Сосчитай» - дети составляют предложения, включающие в себя числительные, прилагательные и существительные. Цель - сформировать лексико-грамматический строй речи: согласование количественных числительных с существительными и прилагательными.
Трудовая деятельность
Сбор снега для постройки горки для куклы.
Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения зада¬ния общими усилиями.
Подвижные игры
«Два мороза», «Мы веселые ребята».
Цель: учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры.
Индивидуальная работа
Закрепление навыков ходьбы на лыжах.
Цель: учить спускаться с горки.
    
Декабрь
Прогулка 6
Наблюдение за синицей
Цели:
—    продолжать вызывать интерес к пернатым;
—    знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная, ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень-тень!
Как хорош весенний день!» (Синица.)
Синица расписная свистит, не уставая.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
♦    Что это за птица?
♦    Как она выглядит и какого она цвета?
♦    Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?
♦    Чем питаются синицы?
♦    Как люди заботятся о них?
♦    Какую пользу синицы приносят?
♦Когда отмечают «синичкин» день? (В ноябре.) В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».
Дидактическая игра «Придумай предложение».
Цель - научить составлять предложения со словом, заданным в определенной форме, развить речевую активность.
Трудовая деятельность
Очистка дорожек от льда и снега.
Цели:
—    закреплять навыки работы с лопатой;
—    воспитывать настойчивость, самостоятельность.
Подвижные игры
«Ловишки с мячом».
Цель: передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов. «Кати в цель».
Цель: развивать координацию движений.
 Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижени¬ем вперед на расстояние 2—3 м.


Декабрь
Прогулка 7
Наблюдение за маршрутным такси
Цель: формировать представления о роли маршрутного так¬си, его назначении для людей.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Какие виды легковых автомобилей вы знаете?
♦    Для чего нужны такси?
♦    Чем отличается маршрутное такси от других автомоби¬лей?
Дидактическая игра  «Что бывает короткое, длинное» - дети рассуждают о величине предметов.
Цель - уточнить представления детей о величине предметов, развить быстроту мышления.
Трудовая деятельность
Сгребание снега на участке под деревья.
Цель: воспитывать бережное отношение к природе.
Подвижная игра
«Снежная карусель».
Цель: упражнять в ориентировке на местности.
Индивидуальная работа
Прыжки на одной ноге.
Цель: учить энергично отталкиваться и правильно при-земляться.
    
Декабрь
Прогулка 8
Наблюдение за домашними животными зимой
Цели:
— закреплять знания о жизни домашних животных в зим¬нее время года;
-  формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище).
Ход наблюдения
Домашних животных я очень люблю:
Кормлю, берегу и ласкаю.
 Собаку и кошку, козу и свинью
Друзьями своими считаю.
Помощники наши — корова, баран
И конь вороной темногривый
Живут с нами рядом, привязаны к нам,
Доверчивы, миролюбивы.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Каких домашних животных вы знаете?
♦    Как изменилась жизнь домашних животных с наступ¬лением зимы?
♦    Почему животных перестали выгонять на пастбища?
♦    Как люди ухаживают за домашними животными?
♦    Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой.
♦    Сравните, как живут зимой домашние и дикие животные.
♦    Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время?
♦    Почему люди разводят домашних животных и заботли¬во к ним относятся?
Дидактическая игра «Звукоподражание»
Цель: закрепить произношение отдельных звуков.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожки к кормушке.
Цель: совершенствовать умения пользоваться лопатой для Уборки снега.
♦    Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время?
♦    Почему люди разводят домашних животных и заботли¬во к ним относятся?
Подвижные игры
«Медведи и пчелы».
Цель: учить перелезанию «перевалом» через препятствие. «Совушка».
Цель: учить выполнять движения по сигналу.
Индивидуальная работа
Выполнение упражнений на сохранение равновесия.
Цель: развивать координацию движений.

Декабрь
Прогулка 9
Наблюдение за снегопадом
Цели:
—    формировать представление о свойствах снега;
—    закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.
Ход наблюдения
Снег из тучи прилетел, Лечь на землю захотел. Ищет места — не найдет, Задержался у ворот.
Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на зем¬лю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, пре¬вращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покры¬вают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много сне¬жинок.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Почему скрипит снег?
♦    Где образуются снежинки? Почему?
♦    Какой на ощупь снег?
♦    Когда снег бывает мокрый, когда сухой?
♦    Из какого снега легче лепить? Почему?
♦    Что такое снег?
Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (раз-мер, найти одинаковые).
♦    На что похожи снежинки?
♦    Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий. Цель — активизировать словарный запас глаголами.
Трудовая деятельность Уборка участка от снега.
Цель: учить собирать снег на носилки, ссыпать в опреде¬ленное место.
Подвижные игры
«Гуси-лебеди», «Кто лучше прыгнет?».
Цели:
—    продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры;
—    закреплять умение прыгать.
Индивидуальная работа
 «Хоккей».
Цель: учить прокатывать шайбу друг другу в парах.    
Декабрь
Прогулка 10
Наблюдение за елью на участке
Цель: уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Почему ель относят к хвойным деревьям?
♦    Что является основным признаком хвойных деревьев?
♦    Сравните деревья, в чем их различия?
♦    Какое дерево искусственное?
♦    Как вы узнали, какое дерево живое?
Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иго¬лок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно Удерживается на одном месте. Игрушечная елочка малень¬кая, неживая, сделана из искусственного материала (пласт¬массы), у нее нет корней, она не растет.
Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле наряд¬ной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот празд¬ник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.
Новогодние деньки,
Снег морозный, колкий.
Загорелись огоньки
На пушистой елке.
Шар качнулся расписной,
 Бусы зазвенели.
Дидактическая игра «Отгадай-ка» - дети описывают предложенный предмет. Цель - научить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от снега; строительство горки для ка¬тания кукол на саночках.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.
Подвижные игры
«Лиса в курятнике», «Самолеты».
Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки.
 Индивидуальная работа
«Донеси мешочек». Цель: упражнять в равновесии.


Январь
Прогулка 1
 Наблюдение за зимующими птицами
Цели:
—    закреплять знания о зимующих птицах;
—    формировать представление о добывании пищи зимую¬щими птицами;
—    воспитывать желание заботиться о них и охранять.
Ход наблюдения
Вновь разгулялась вьюга, Срывает снежные шапки. Совсем замерзла пичуга, Сидит, поджимая лапки.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Каких птиц называют зимующими?
♦    Чем они питаются?
♦    Каких зимующих птиц вы знаете?
♦    Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?
♦ Как человек может помочь зимующим птицам?
Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семена¬ми и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыс¬кивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам — си¬ничкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.
Дидактическая игра «Звукоподражание» Цель: закрепить произношение отдельных звуков.
Трудовая деятельность
Сбор снега для постройки зимнего городка.
Цель: совершенствовать трудовые навыки, умение рабо¬тать сообща.
Подвижные игры
«Кто быстрей по дорожке?».
Цель: учить выполнять подскоки сериями, прыжки бо¬ком.
«Прыгуны».
Цель: учить прыжкам на двух ногах с продвижением впе¬ред на 2—3 м.
Индивидуальная работа
Улучшение техники бега (естественность, легкость, энер¬гичное отталкивание).
Цель: вырабатывать координацию движений.
    
Январь
Прогулка 2
 Наблюдение за березой зимой
Цели:
—    формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;
—    воспитывать бережное отношение к растениям (не заде¬вать хрупких от мороза веток и почек, так как они ло¬маются).
Ход наблюдения
Стоит березка в пелеринке, Звенит на ветках бахрома. Чем легче, тем нежней снежинки, Тем холодней стоит зима!
Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее Веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные вет¬ром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Как чувствуют себя деревья зимой?
♦    Что с ними происходит?
♦    В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)
♦    Как вы узнали березу?
Дидактическая игра «Опиши дерево». Цель - научить подбирать прилагательные к существительному.
Трудовая деятельность
Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли.
Цели: учить работать сообща; воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры
«Кому флажок?», «Эстафета с обручами».
Цели: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч; воспитывать ловкость, целеустремленность.
Индивидуальная работа
«Резвый мешочек».
Цель: упражнять в подпрыгивании на двух ногах.

Январь
Прогулка 3
Наблюдение за елью
Цель: закреплять умение детей узнавать ель по характер¬ным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Елка.)
Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты игол¬ками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, ко¬лются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плот¬ной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в раз¬ные стороны, не опадают, если до них дотронуться.
Дидактическая игра «Тонут – плавают». Цель: закрепить знания о свойствах предметов, их весе. Активизировать словарь.
Трудовая деятельность
Цель: учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.
Индивидуальная работа
Элементы хоккея.
Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.
    
Январь
Прогулка 4
Наблюдение за солнцем
Цели:
—    продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза;
—    формировать интерес к неживым объектам природы.
Ход наблюдения
Где ты, солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
 Без тебя вода замерзла,
Без тебя земля промерзла.
Выйди, солнышко, скорей!
 Приласкай и обогрей!
Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Правильно, на восходе, солнце там встает, а вечером оно будет в другой сто-роне — на западе, там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зи¬мой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
Дидактическая игра «Составь предложение» -  дети составляют предложение с предложенным словом. Цель - научить составлять предложения с заданным словом.
Трудовая деятельность
Сгребание снега в определенное место для постройки ле¬дяных фигур.
Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.
Подвижные игры
«Пустое место», «Сделай фигуру». Цель: учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.
Индивидуальная работа Элементы хоккея.
Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.

Январь
Прогулка 5
 Наблюдение за вороной
Цели:
—    расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;
—    воспитывать любовь и бережное отношение к зимую¬щим птицам.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает от¬ветить на вопросы.
Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький,
А ходит босиком. (Ворона.)
♦    Кто это, как зовут эту птицу?
♦    В чем особенности ее внешнего вида?
♦    Где она живет?
♦    Чем питается?
♦    Есть ли у нее враги?
Приметы: ворона под крыло нос прячет — к морозу.
Дидактическая игра  «Угадай по описанию».
Цель - научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Трудовая деятельность
Расчистка участка и дорожек от снега и мусора.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить нача¬тое дело до конца.
Подвижные игры «Встречные перебежки», «Попади в обруч».
Цели: повышать двигательную активность детей на прогул¬ке; развивать меткость, ловкость, выносливость.
Индивидуальная работа Прыжки через скакалку.
Цель: развивать двигательную активность.    
Январь
Прогулка 6
 Наблюдение за снегирем
Цели:
—    формировать представления о зимующих птицах, забо¬те человека о них;
    знакомить с характерными особенностями снегиря.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать за-гадку.
♦    Как выглядит снегирь?
♦    Чем питается?
♦    Где зимует?
♦    Как человек заботится о нем?
♦    Почему снегирь прилетел к нам зимовать?
Каждый год я к вам лечу —
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)
Есть примета: если снегирь под окном чирикает — это к оттепели.
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий. Цель — активизировать словарный запас глаголами.
Трудовая деятельность
Подкормка птиц на участке детского сада.
Цель: воспитывать любовь, бережное и заботливое отно¬шение к зимующим птицам.
Подвижные игры
«Ловишки», «Бездомный заяц».
Цели: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.
Индивидуальная работа «Сбей флажок».
Цели: учить метать снежки в цель; развивать меткость, внимание.

Январь
Прогулка 7
Наблюдение за снегом и льдом
Цели:
—    формировать реалистическое понимание неживой при-роды;
— закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).
Ход наблюдения
Ой ты, зимушка-краса! Побелила все леса, Горы снега намела, Нас кататься позвала.
Воспитатель проводит опыт, задает детям вопросы. В один стакан кладем лед, в другой — снег.
♦    Какой лед по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.
♦    Какой снег по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.
♦    Из чего состоят снег и лед?
Теперь ставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом и снегом.
Дидактическая игра «Сосчитай» - дети составляют предложения, включающие в себя числительные, прилагательные и существительные.
Цель - сформировать лексико-грамматический строй речи: согласование количественных числительных с существительными и прилагательными.
Трудовая деятельность
 Уборка участка от снега.
Цель: закреплять представления о защитных свойствах снега.
Подвижные игры
«Затейники», «Пожарные на ученье».
Цель: закреплять умение бегать, увертываться от ловуш¬ки, пролезать под препятствием.
 Индивидуальная работа
Развитие движений. Цель: учить метать снежки вдаль.
    
Январь
Прогулка 8
Наблюдение за голубями
Цель: закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Кто часто прилетает к нам на участок?
♦    Откуда они к нам прилетели?
♦    Где они живут?
♦    Кто их кормит?
♦    Что они любят клевать?
♦    Как называется домик, где живут голуби?
♦    Голуби перелетные или зимующие птицы?
Дидактическая игра «Что бывает короткое, длинное» - дети рассуждают о величине предметов.
Цель - уточнить представления детей о величине предметов, развить быстроту мышления.
Трудовая деятельность
Изготовление горки для кукол.
Цель: учить работать сообща, получать радость от выпол-ненного труда и его результата.
Подвижная игра
«Мы — веселые ребята».
Цели: учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий.
Индивидуальная работа
«Не сбей флажок».
Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.


Январь
Прогулка 9
Наблюдение за автокраном
Цели:
—    продолжать знакомить с разными видами грузового транспорта;
—    закреплять знания об особенностях грузового транспор¬та, его значении в жизни человека.
Ход наблюдения
Он работает на стройке, Поднимает грузы бойко. Однорукий великан — Это наш ... (подъемный кран).
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Где используется подъемный кран? (В строительстве, ремонте дорог.)
♦    Какую работу он выполняет? (Поднимает тяжелые гру¬зы.)
♦    Чем отличается он от самосвала?
♦    Кто управляет подъемным краном? (Крановщик.)
Дидактическая игра «Что бывает широким и узким» - дети рассуждают о величине предметов.
Цель - уточнить представления детей о величине предметов, научить классифицировать предметы по определенному признаку, развить быстроту мышления.
Трудовая деятельность
Уборка снега на участке.
Цель: учить коллективному выполнению задания.
Подвижная игра
«Погляди на улицу».
Цель: выполнять движения согласно содержанию игры.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели: упражнять в скольжении; учить приседать во время скольжения.
    
Январь
Прогулка 10
Наблюдение за синичкой
Цели:
—    формировать представления о зимующих птицах, о за боте человека о них;
—    учить узнавать их по внешнему виду.
Ход наблюдения
Зерен хочется синице, Но в кормушку сесть боится. «Будь смелее, не робей!» — Приглашает воробей.
Г. Ладонщиков
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Как выглядит синичка?
♦    Как передвигается и чем питается?
♦    Где зимует синичка?
♦    Как она кричит?
♦    Как человек заботится о ней?
♦    Почему синичка осталась на зимовку?
♦    Как люди отмечают «Синичкин день»?
Дидактическая игра «Придумай слово» - дети подбирают однокоренные слова к предложенному воспитателем. Цель - научить составлять однокоренные слова.
Трудовая деятельность
Строительство горки на участке.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.
Подвижные игры
«Кто лучше прыгнет», «Хитрая лиса».
Цель: развивать ловкость, быстроту бега, внимание.
Индивидуальная работа
Упражнять в прыжках в длину с места.
Цель: развивать ловкость, выносливость.


Февраль
Прогулка 1
 Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:
—    формировать представления об изменениях в природе;
—    учить различать характерные приметы конца зимы (пер¬вая капель);
—    закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.
Ход наблюдения
Снег да вьюжные узоры,
В поле вьюги, разговоры.
Холод, полутьма...
День — коньки, гора, салазки,
Вечер — бабушкины сказки.
Вот она — зима!
Воспитатель загадывает детям загадки.
♦    Гуляет в поле — да не ночь.
Летает на воле — да не птица. (Вьюга, метель.)
♦ Лежал, лежал, а весной в грядку убежал. (Снег.) Есть приметы:
♦    В феврале зима с весной встречается впервой.
♦    Бледная луна — к снегопаду.
♦    Если вокруг солнца туманный круг — к метели.
♦    Февраль — бокогрей.
Февраль — конец холодной поры, морозотрескучий и ме¬тельный месяц, полный неожиданностей и разных перемен. В нем звенит первая робкая капель,
вытягиваются длинные хрустальные сосульки стекленеют южные склоны сугробов, появляются затайки у одиноко стоящих деревьев. Февраль — месяц волчьих свадеб. В феврале сугробы, частые поземки и бураны, вьюги да метели. На один бок февраль греет, на дру¬гой — студит. В оттепель окна покрываются слоем воды. В мороз из этой воды образуются причудливые узоры.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Назовите все зимние месяцы.
♦    Зачем мы засыпали корни деревьев снегом?
♦    Назовите признаки февраля.
Дидактическая игра «Назови одним словом».
Цель - активизировать в речи обобщающие слова.
Трудовая деятельность Украшение участка цветными льдинками.
Цели: учить работать в коллективе; развивать эстетический вкус.
Подвижные игры «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?».
Цели: продолжать учить прыгать гигантскими шагами; начинать игру по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа
Развитие движений. Цели: упражнять в скольжении;
учить приседать во время скольжения.    
Февраль
Прогулка 2
 Наблюдение за ивой
Цели:
—    наблюдать за ивой зимой (как можно позаботиться о ней, чтоб не поломались гибкие ветки на морозе);
—    воспитывать бережное отношение к деревьям и кустам как к живому объекту.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Как называется это дерево?
♦    Расскажите о его строении.
♦    А чего зимой нет у ивы? Почему?
♦    Что делают деревья зимой?
♦    Как можно спасти их от сильного мороза? (Укрыть тол¬стым слоем снега.)
Дидактическая игра «Рассмотри и опиши»
Цель - закрепить знания детей об изменениях в природе весной. Научить наблюдать за природой, видеть красоту пейзажа. Воспитать бережное отношение к природе.
Трудовая деятельность Утепление корней деревьев и кустов снегом. Цели: формировать положительное отношение к труду на уча¬стке; воспитывать экологические представления о взаимосвя¬зи живой и неживой природы.
Подвижные игры «Собака и воробьи», «На санки».
Цель: упражнять в беге в разные стороны, умении ориентироваться в  пространстве, быстро добегать до санок и са¬диться на них.
Индивидуальная работа
Конкурс на лучшую фигуру из снега.
Цель: учить слепить из снега простые фигурки, схожие с простыми предметами.

Февраль
Прогулка 3
Наблюдение за елью
Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить или помочь живой ели.
Ход наблюдения
Ель хоть и колючее дерево, но и его подстерегают опасно¬сти. Сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать де¬рево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в холодную зиму. Человек может повре¬дить ели, если будет резать ее ножом, задумает спилить к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к ство¬лу снег, чтобы ей было теплее, осторожно стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.
Дидактическая игра «Найди дерево» -  научить детей распознавать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.
Трудовая деятельность
Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы ели было тепло зимой.
Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к рас¬тениям, умение своевременно заботиться о них.
Подвижные игры
Обучение детей ходьбе на лыжах.
Цель: упражнять в ходьбе на лыжах, делать повороты на месте и в движении.
Индивидуальная работа
«Сбей кеглю».
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.
    
Февраль
Прогулка 4
Наблюдение за легковым автомобилем
Цели:
~~ продолжать различать автомобили по их назначению (легковые, грузовые);
—    формировать интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт.
Ход наблюдения
Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улице города, рассмотреть их внешний вид, организует беседу.
♦    Какие виды транспорта вы знаете?
♦    Чем отличается легковой автомобиль от грузового и от автобуса?
♦    Что спереди у автомобиля? (Фары.)
♦    Для чего они нужны? (Для освещения дороги.)
Еще у машины есть противотуманные фары. Они необ¬ходимы, чтобы машину было видно в период тумана и дождя.
♦    Кто управляет машиной? (Водитель.)
♦    Любой человек может управлять машиной? (Нет.)
Их видно повсюду, Их видно из окон, По улице движутся длинным потоком, Они перевозят различные грузы И люди в них ездят. За эту работу мы их полюбили. Они называются ... (автомобили).
Дидактическая игра «Было – будет» воспитатель предлагает глагол в прошедшем времени, дети образуют форму будущего времени. Цель - проследить за правильным использованием слов в прошлом, настоящем и будущем временах.
Трудовая деятельность
Сгребание снега в определенное место, очистка дорожек на участке, подкормка птиц.
Цели;
—    приучать к чистоте и порядку;
—    закреплять умение трудиться в коллективе;
—    воспитывать заботливое отношение к животным.
Подвижные игры
«Попади в коробку».
Цель; тренировать меткость бросков.
«Золотые ворота».
Цель: развивать внимательность.
Индивидуальная работа
Хождение по буму; прыжки с места на двух ногах (энер¬гичное отталкивание и правильное приземление).
Цель: развивать чувство равновесия.

Февраль
Прогулка 5
Наблюдение за ветром
Цели:
—- формировать представление об одном из признаков
зимы — метели; — учить определять направление ветра.
Ход наблюдения
Кружится и хохочет
 Метель под Новый год.
 Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям
И каждому кусту.
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.
Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает снегу опуститься на землю — это метель. Дидактическая игра «Как поет ветер?» — дети изображают гудение ветра, произнося звук «в».
Трудовая деятельность
Сгребание снега в общую кучу для постройки горки.
 Цель: работать сообща, получать радость от выполненной работы.
Подвижные игры
«Сбей мяч», «Пронеси мяч, не задев кеглю».
Цель: учить метанию мяча в беге, выполнять задания по команде.
Индивидуальная работа
Игровые упражнения при ходьбе по буму.
Цель: закреплять умение держать равновесие.
    
Февраль
Прогулка 6
Наблюдение за осиной
Цель: закреплять знания об осине, уметь выделять ее сре¬ди деревьев.
Ход наблюдения
В лесу стоят осины
И под ноги глядят.
 В лесу стоят осины
И тихо говорят:
—    Простите, виноваты...
—    Что ветки горьковаты...
—    А зайцы под осинами
—    Знай ветками хрустят,
—     А зайцы под осинами
—    Сидят и говорят:
—    Осиновые ветки
В мороз вкусней конфетки.       В. Мусатов
Существует народная примета, если листья осины лежат на земле кверху лицом — зима будет холодной, а если квер¬ху изнанкой — теплой.
Наступила зима, стоит наша осина без листьев, веточки от мороза стали хрупкие, ломкие. Веточки у осины горькие, но их очень любят зимой грызть зайцы в лесу. Ведь зимой зай¬цам голодно, вот они и питаются ветками осины.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Как зимует осина?
♦    Что нового вы узнали об этом дереве?
♦    По каким внешним признакам можно определить осину?
Дидактическая игра «Когда это бывает» -  воспитатель описывает время года, дети определяют его. Цель - закрепить знания о временах года, их характерных признаках, развить связную речь, внимание.
Трудовая деятельность
Сгребание снега к деревьям, кустарникам.
Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к рас¬тениям.
Подвижная игра
 «Пятнашки».
Цель: упражнять в беге врассыпную.
 Индивидуальная работа
 «Не потеряй мяч».
Цель: закреплять умение выполнять упражнение согласо¬ванно.


Февраль
Прогулка 7
Наблюдение за сосульками
Цель: закреплять знания о различных состояниях воды.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве¬тить на вопросы.
Если сели на карниз,
То растут все время вниз. (Сосульки.)
♦    Из чего состоит сосулька?
♦    Какие свойства льда вам знакомы?
Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Они образуются только с солнечной стороны дома. По¬чему? Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не ус¬певают упасть с крыши и замерзают.
♦    В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный?
♦    Чем отличается место, где есть сосульки, от другого уча¬стка?
♦    Почему сосульки растут «головой вниз»? (Когда капель¬ка стекает вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким.)
Если появляются сосульки — это первый признак при-ближения весны. Капель — борьба весны с зимой.
Дидактическая игра «Какой лед?» -  дети дают описание льда. Цель – научить, детей подбирать относительные прилагательные, расширить их словарный запас.
Трудовая деятельность Расчистка дорожек и скамеек от снега.
Цель: воспитывать желание помогать взрослым в уборке участка.
Подвижные игры «Дорожка препятствий», «Охотники и зайцы». Цели: учить согласовывать движения друг с другом; развивать глазомер.
Индивидуальная работа  Катание на санках.
Цель: учить выполнять повороты при спуске.    Февраль
Прогулка 8
Наблюдение за сосной
Цель: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).
Ход наблюдения
Была ли малым деревцем?
Сосне совсем не верится:
Давно с высокой кручи
Достала кроной тучи
И с другого берега
 Достала тень от дерева.   В. Могутин
В народе говорят: «Сосна там красна, где взросла»,
«Вся¬кая сосна своему бору шумит».
Сосна — высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки толь¬ко на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Как выглядит сосна?
♦    Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цве-том»?
Дидактическая игра «Времена года». Воспитатель называет приметы времени года, дети определяют.  Цель - развить внимание, мышление, логику, речь.
Трудовая деятельность
Расчистка участка от снега.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать другим.
Подвижные игры «Кто лучше повернется» (на лыжах),
 «Охотники и зайцы».  Цель: упражнять в ходьбе на лыжах с поворотом.
Индивидуальная работа «Сделай фигуру», «Попади в обруч».
Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу.

Февраль
Прогулка 9
Наблюдение за пешеходной дорожкой
Цель: формировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.
Ход наблюдения
Выйти с детьми на пешеходную часть дороги и спросить их, где положено ходить пешеходам? Вспомнить, что при-держиваться надо правой стороны, чтобы не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. Напомнить, что по улице надо идти спокойным шагом, переходить доро¬гу только при зеленом сигнале светофора.
Подвести детей к переходу, спросить, как они узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу? Правильно, потому что здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на до-роге начерчены широкие белые полосы.
Дидактическая игра «Назови одним словом».
Цель - активизировать в речи обобщающие слова.
Трудовая деятельность
Очистка участка от снега.
Цель: воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.
Подвижная игра «Попади в цель».
Цель: учить бросать мяч в цель, развивать меткость, со¬блюдать правила игры.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять умение двигаться приставным шагом.
    
Февраль
Прогулка 10
Наблюдение за рябиной
Цель: продолжать наблюдение за рябиной зимой.
Ход наблюдения
Сравнить осеннюю и зимнюю рябину по картинке. Что изменилось? Вспомнить с детьми, как нужно заботиться о деревь¬ях зимой.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Что произошло с рябиной?
♦    Почему на рябине нет листьев, но есть ягоды?
♦    Как мы с вами можем сохранить ее от сильных морозов?
♦    Кто питается ягодами рябины?
Дидактическая игра «Что бывает короткое, длинное» - дети рассуждают о величине предметов. Цель - уточнить представления детей о величине предметов, развить быстроту мышления.
Трудовая деятельность
Сгребание снега под кусты и деревья; расчистка дорожек и горки.
Цель: прививать желание помогать деревьям и кустам ук-рыться от морозов, трудиться небольшими группами дружно и весело.
Подвижные игры
«Мороз-красный нос», «Пройди по кругу».
Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку; пройти по лыжне полный круг и вернуться к флажку.
Индивидуальная работа
 «По длинной дорожке».
Цель: учить разбегаться по снегу и скользить по ледяной дорожке как можно дальше.

Категория: Мои статьи | Добавил: татьянка (15.10.2013)
Просмотров: 19496 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 2
2 Sergadorm  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>змк официальный сайт</a>

1 тамара  
0
большое спасибо за картотеку.

Имя *:
Email *:
Код *: