Суббота, 20.04.2024, 03:04
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

картотека прогулок для старшей группы на март апрель май

Март
Прогулка 1
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:
— формировать понятия о смене времен года;  дать представление об особенностях каждого сезона.
Ход наблюдения
Улеглись в полях метели
В белоснежные постели.
 Отдохнуть пришла пора!
У крыльца звенят капели,
Воробьи повеселели,
Гонят зиму со двора!           П. Образцов
Март — первый весенний месяц. Но поглядите в окно: идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимне¬му, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки при¬ближается. Солнце всходит раньше семи часов утра и захо¬дит около восьми вечера, значит, день прибавился почти на пять часов.
21 марта — день весеннего равноденствия, т.е. день по долготе равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться.
Март — это весна света. Выдаются такие деньки, когда с утра разойдутся тучи, выглянет солнце и осветит укрытую снегом землю. Вот тут-то сразу и скажешь, что метелям и вьюгам приходит конец. Невольно жмуришь глаза, и не хо-чется уходить со двора.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Перечислите признаки весны.
♦    Какой сейчас месяц?
♦    Что происходит со снегом весной?
♦    Как изменяется жизнь человека весной?
♦    Дидактическая игра «Кто больше назовет действий.
♦    Цель — активизировать словарный запас глаголами.
Трудовая деятельность
Уборка снега на участке.
Цель: формировать трудовые умения.
Подвижные игры
«Кто останется в кругу?», «Живой лабиринт».
 Цели:
—    развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту дви¬жений;
—    тренировать слаженность коллективных действий, бы¬строту реакции и смекалки.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать тех¬нику прыжка в длину с места.
    
Март
Прогулка 2
Наблюдение за воробьем
Цели:
—    продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье;
—    обогащать словарный запас художественным словом о воробье;
—    активизировать внимание и память;
—    учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.
Ход наблюдения
В канаве с водою талой
Плещется воробей,
У темной ольхи я встала,
 Смотрю из-за голых ветвей.
Как беззаботный мальчишка,
С головкой он хочет нырнуть...
Задорный, лихой воробьишка
— Боюсь я его спугнуть.
Забыл он и голод, и стужу,
Забыл, как поземка мела.
Он рад нынче солнечной луже
И каплям скупого тепла!
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Какие изменения произошли в жизни воробья с прихо¬дом весны?
♦    Где любят жить воробьи — в лесу или по соседству с человеком? Почему?
♦    Кого боятся воробьи?
♦    Чем они питаются весной?
♦Как люди должны заботиться о птицах?
Дидактическая игра «Звукоподражание»
Цель: закрепить произношение отдельных звуков.
Трудовая деятельность Расчистка грядок на огороде от старых сорняков. Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.
Подвижные игры «Перелет птиц». Цели: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки, вле-зать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая; развивать ловкость, внимательность. «Мыши в кладовой». Цель: тренировать в пролезании под дугу или веревку. Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произ-вольном направлении.

Март
Прогулка 3
Наблюдение за ивой
Цели:
—    знакомить с особенностями деревьев в весеннее время (в каком состоянии они находятся);
—    обращать внимание на деревья, пробуждающиеся самы¬ми первыми.
Ход наблюдения
Весна еще не сшила
Лесам, лугам рубашки,
Лишь ива распустила
Кудрявые барашки.
Барашки золотые
 Бегут по тонким веткам,
Веселые, живые,
Как маленькие детки.
В марте—апреле появились на ивовых ветках пухлые поч¬ки, сбросила она с них колпачки, и сережки стали ярко-желтыми, похожими на цыплят. Цветки прикрыты пушис¬тыми волосками, защищающими нектаринки от дождя и хо¬лода. Шмели летят к ивам собирать медовый нектар. Иву остролистую в народе называют вербой.
Дидактическая игра «Опиши дерево».
Цель - научить подбирать прилагательные к существительному.
Трудовая деятельность Сбор мусора на участке.
Цель: воспитывать желание трудиться сообща.
Подвижные игры
«Гуси-гуси», «Перенеси предметы».
Цели: учить по сигналу быстро бегать и переносить предметы по одному; развивать точность, быстроту, ловкость.
Индивидуальная работа
Упражнение с мячом.
Цель: закреплять умение бросать мяч вверх и ловить дву¬мя руками.    
Март
Прогулка 4
Наблюдение за работой дворника
Цели:
—    активизировать познавательную деятельность;
—    развивать умение видеть целесообразность трудовых дей-ствий;
—    учить оценивать результаты труда.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Кто обрезает деревья?
♦    Какие ветки он обрезает и чем? (Специальными ножни¬цами — секатором.)
♦    С какой целью обрезают ветки у деревьев и кустарни¬ков? (Придать форму, освободить от лишних или больных веток.)
♦    Почему профессия называется — дворник?
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» - дети определяют,
какие предметы помогают людям разных профессий. Цель: закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе орудия труда, воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудится.
Трудовая деятельность
Уборка обрезанных дворником веток в определенное место.
Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.
Подвижные игры
«Ворона и воробей».
Цель: продолжать учить детей действовать по сигналу, ори-ентироваться в пространстве.
 «Беги к флажку».
Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспи¬тателя.
Индивидуальная работа  Развитие движений.
Цель: закреплять навыки метания предметов на даль¬ность.

Март
Прогулка 5
Наблюдение за легковым автомобилем
Цели:
—    продолжать различать автомобили по их назначению, сравнивать с другими видами транспорта;
—    развивать наблюдательность;
—    воспитывать положительное отношение к людям труда.
Ход наблюдения
Воспитатель проводит наблюдение за автомобилями, движущимися по улице, предлагает детям вспомнить, какой это вид транспорта, задает вопросы.
♦    Почему он так называется?
♦    Какие вы видите автомобили?
♦    Какие автомобили перевозят людей?
♦    Чем отличается автобус от легковой машины?
♦    Что у них общего?
♦    Кто водит машину?
Спешат автобусы,
Спешат машины легковые,
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
У каждой машины
Дела и заботы,
Машины выходят
С утра на работу.
Дидактическая игра  «Угадай по описанию».
Цель - научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Трудовая деятельность
Сбор мусора на участке, погрузка прошлогодних листьев на носилки.
Цели:
—    приучать поддерживать порядок на участке;
—    воспитывать желание помогать другим.
Подвижные игры
«Не замочи ног», «Извилистая тропинка».
Цель: учить перепрыгивать через препятствия и призем¬ляться на обе ноги.
Индивидуальная работа
Прыжки вверх с места.
Цель: развивать умение концентрировать усилие, сочетая силу с быстротой.
    
Март
Прогулка 6
Наблюдение за сосульками
Цели:
—    знакомить со свойствами воды, различными ее состоя-ниями;
способствовать развитию экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы.
Ход наблюдения
Шаловливые сосульки
Сели на карниз.
Шаловливые сосульки
Посмотрели вниз.
Надоело им свисать,
Стали капельки бросать.
Целый день идет трезвон
 — Кап-кап! Дон-дон!  Ю. Клюшников
Ребята, обратите внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома. Откуда произошло слово «капель»? Постойте тихонько и послушайте, как падают капли.
Пусть каждый ребенок рассмотрит сосульку, потрогает ее руками, выяснит, какая она — гладкая, шершавая и т.д. Предложите ребятам посмотреть на окружающий мир через сосульку. Что видно? Прозрачная она или нет? На что похо¬жа сосулька? Пусть дети выскажут свои предложения: поче¬му она такой формы, как образуется острый кончик? Почему сосульки «растут» кончиком вниз? (Когда капелька стека¬ет по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.)
Воспитатель загадывает детям загадку.
Что растет вершиной вниз? (Сосулька.)
Есть примета: длинные сосульки — к долгой весне.
Дидактическая игра «Какой лед?» -  дети дают описание льда. Цель – научить, детей подбирать относительные прилагательные, расширить их словарный запас.
Трудовая деятельность
Заготовка талой воды для поливки комнатных растений.
Подвижные игры
«Мы — капельки», «Живой лабиринт».
Цели: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг; тренировать слаженность коллективных действий, бы¬строту реакции и смекалку.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели: обучать самостраховке при выполнении движений в рав-новесии; развивать выносливость.


Март
Прогулка  7
Наблюдение за птицами на участке детского сада
Цели:
—    учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;
—    развивать наблюдательность, память;
—    воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
Ход наблюдения
Трава опять зазеленела,
 И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!»
 — Звенят уж птичек голоса.
Сухие прутики, солому,
Кусочки мха они несут
— Все пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках
Синицы, воробьи, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки
— Их желторотые птенцы.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Какие птицы прилетают к нам на участок?
♦    Как вы им помогаете?
♦    Какого они размера?
♦    Какую пользу приносят птицы?
♦    Какая у них окраска?
♦    Чем питаются?
♦    Какие изменения в жизни птиц происходят весной?
♦    Как птицы заботятся о своем потомстве?
♦    Каких птиц вы еще знаете?
Дидактическая игра «Кто как поет?»
Дети произносят звукоподражательные слова, изображая разных птиц.
Трудовая деятельность
Посыпание песком дорожек на участке.
Цели: воспитывать положительное отношение к труду; учить оказывать помощь младшим.
Подвижные игры «Лови — бросай».
Цели: учить ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов. «Салки». Цель: учить двигаться приставными шагами в разные сто¬роны, действовать по сигналу.
Индивидуальная работа Прыжки вверх с места.
Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мы¬шечные усилия, сочетая силу с быстротой.    
Март
Прогулка 8
Наблюдение за рябиной
Цели:
—    закрепить знания о рябине;
—    отметить, какие изменения произошли с ней весной.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ По каким характерным признакам можно узнать рябину?
♦    Расскажите стихотворение про рябину.
♦    Какие пословицы, поговорки вы про нее знаете?
♦    Когда зацветает рябина?
♦    Кто проведывает первым ароматные цветы рябины? По-чему?
В конце апреля, в мае снова оживает наша рябина, про-сыпается после зимней спячки. Медленно растут резные зе¬леные листочки, зацветает рябина. Первые гости-пчелы ве¬село гудят возле нее. Своим душистым ароматом она неволь¬но привлекает внимание прохожих.
Дидактическая игра «Кто больше знает слов?» -  воспитатель предлагает детям осмотреться и назвать предметы на звук «р». Цель - найти слова со звуком «р» в начале слова.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек, сбор прошлогодних листьев.
Цель: воспитывать аккуратность и чистоту при выполне¬нии трудовых действий.
Подвижные игры
 «Волк во рву», «Горелки».
 Цели: учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно, парами по сигналу быстро бежать вперед; развивать ловкость, быстроту, внимательность.
Индивидуальная работа
«По прямой».
Цель: учить ездить на велосипеде.

Март
Прогулка 9
Наблюдение за сорокой
Цели:
—    пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке-белобоке;
—    учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает;
—    обогащать словарный запас художественным словом;
—    воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит бесе¬ду-
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)
Всюду я летаю,
 Все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу.
Может быть, меня за это
И зовут «лесной газетой»?
♦    Что это за птица, как она выглядит?
♦    Вьет ли сорока гнезда, зачем?
♦    Какие заботы у птицы весною?
♦    Как они берегут свое потомство?
♦    Какие звуки произносит сорока? (Ча-ча-ча.)
Дидактическая игра «Придумай слово» - дети подбирают однокоренные слова к предложенному воспитателем. Цель - научить составлять однокоренные слова.
Трудовая деятельность
Посыпание скользких дорожек песком.
Цель: воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым.
Подвижные игры
 «С кочки на кочку».
Цели: учить прыгать толчком одной или двух ног, действо¬вать по правилам; воспитывать дружелюбие.
«Достань до мяча».
Цели: продолжать учить подпрыгивать толчком двух ног; ударять по мячу одновременно обеими руками.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: тренировать в беге по узкой дорожке, между лини¬ями с ускорением и замедлением темпа.
    
Март
Прогулка 10
Наблюдение за легковым автомобилем
Цель: продолжать учить отличать легковой автомобиль от грузового.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
На колесах четырех,
С окнами и дверями. (Легковой автомобиль.)
♦    Как выглядит легковой автомобиль?
♦    Чем он отличается от грузового?
♦    Какие виды легковых автомобилей вы знаете?
♦    Человек, который управляет легковым автомобилем, называется водителем или шофером?
Дидактическая игра «Назови одним словом».
Цель - активизировать в речи обобщающие слова.
Трудовая деятельность
Коллективный труд на огороде.
Цель: закреплять навыки работы в огороде.
Подвижные игры
«Догони свою пару», «Ловишка, бери ленту».
Цель: объяснять правила игры, учить действовать по сиг¬налу, развивать ловкость.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в бросании мяча вверх и ловле его обеи¬ми руками.


Апрель
Прогулка 1
Наблюдение за ледоходом
Цели:
—    продолжать формировать обобщенные представления о каждом сезонном изменении в неживой природе;
—    закреплять представление о переходе льда в воду при резком изменении температуры.
Ход наблюдения
Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.         С. Маршак
Отметить состояние реки: нагромождение льда и снега; полыньи, очистившие участки воды, по которым плывут льдинки; цвет воды, льда. Объяснить слово «ледоход».
Воспитатель загадывает детям загадку и проводит бе¬седу.
Живет — лежит, умирает — бежит.
Зимой греет, весной тлеет.
Летом умирает, осенью оживает.
Всю зиму смирно лежит, весной убежит.
(Ледоход.)
♦    Вспомните, что вы видели в лесу, идя на речку?
♦    Какие признаки весны заметили на участке детского сада?
♦    Как «борются» зима с весной на речке?
В народе говорят: «Как третья хвоя падает, так через две недели и река пойдет — ледоход».
Дидактическая игра «Какой лед?» -  дети дают описание льда.
Цель – научить, детей подбирать относительные прилагательные, расширить их словарный запас.
Трудовая деятельность  Уборка участка от зимнего мусора.
Цель: формировать трудовые умения, чувство коллекти¬визма.
Подвижные игры «Речная фигура», «Измени слово» (заменить последующую часть слова ледоход так, чтобы получилось другое — ледо¬рез, ледокол, ледовоз и т.д.).
Цель: развивать внимание, логическое мышление.
«Два мороза».Цель: учить использовать знакомые движения в природ¬ных условиях.
Индивидуальная работа Развитие движений.
 Цели: обучать простейшим навыкам туризма; закреплять навыки ходьбы, преодоления различных пре¬пятствий.
Цели: учить прыгать, не задевая и не сдвигая палки с места; соблюдать ритм прыжков; начинать и заканчивать прыжки в соответствии с нача¬лом и окончанием чтения стихов (усложнение: во вре¬мя прыжков выполнять хлопки перед собой, над голо¬вой, за спиной).    
Апрель
Прогулка 2
Наблюдение за дятлом
Цели:
—    расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птицы и среде ее обитания;
—    формировать реальные представления о жизни птицы.
Ход наблюдения
Дятел длинным языком
Капли сока лижет,
Бабочка, усевшись ниже,
 Пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки
По березе гладкой
 Ползут, как по дорожке,
 За капелькою сладкой.
Всех березка напоила,
Вешним соком оделила!
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве¬тить на вопросы.
Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел.)
♦    Где зимуют дятлы?
♦    Чем любят лакомиться дятлы ранней весной? (Березо¬вым соком.)
♦    Что помогает дятлу доставать насекомых из-под коры
деревьев?
♦    Как дятел строит гнездо?
♦    Как выглядит дятел? Почему дятлов называют «санита¬рами леса»?
Дидактическая игра «Кто как поет?»
Дети произносят звукоподражательные слова, изображая разных птиц.
Трудовая деятельность
Расчистка участка от остатков снега и мусора.
Цели:
— приучать к чистоте и порядку на участке;
 — воспитывать дружеские отношения.
 Подвижные игры »  «Сбей кеглю».
Цель: развивать координацию движений, умение предать
силу броску. «Прыгуны».
Индивидуальная работа
 Развитие движений.
Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами на¬право, налево, вокруг себя.

Апрель
Прогулка 3
Наблюдение за осиной
Цели:
—    закреплять знания об осине;
—    знакомить с новым явлением — почками.
Ход наблюдения
Ласковое весеннее солнышко пригрело зеленоватый ствол осины. Облетели с почек блестящие коричневые колпачки, и начали расти мохнатые сережки. А за ними покачнутся зе¬леные дрожащие листочки.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве¬тить на вопросы.
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
♦    Что весной до появления листочков вырастет на де¬реве?
♦    Вспомните, почему дрожат листья дерева?
Дидактическая игра «Какой листок» - дети описывают предложенный воспитателем лист дерева. Цель - употребить в речи относительные прилагательные.
Трудовая деятельность
Подметание дорожек на участке, сбор прошлогодних лис¬тьев.
Цели:
—    закреплять умение трудиться сообща;
—    воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры
«Хитрая лиса», «Воробушки».
 Цели:
—    упражнять в беге врассыпную;
—    развивать ловкость, быстроту.
Индивидуальная работа
«Перебрось за линию».
Цели: упражнять в метании предметов; развивать быстроту реакции.    
Апрель
Прогулка 4
Наблюдение за проталинами
Цели:
—    учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе;
—    формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.
Ход наблюдения
Голубые, синие небо и ручьи, В синих лужах плещутся стайкой воробьи. На снегу прозрачные льдинки-кружева, Первые проталины, первая трава.
Е. Трутнева
К нам весна шагает быстрыми шагами, И сугробы тают под ее ногами. Черные проталины на полях видны, Верно, очень теплые ноги у весны.
Г. Ладонщиков
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Какие изменения произошли в природе весной?
♦    Что вы наблюдали сами?
♦    Как изменился снег с приходом весны?
♦    В каких местах вы наблюдали проталины?
♦    Почему не везде появились проталины?
 Дидактическая игра «Придумай слово» - дети подбирают однокоренные слова к предложенному воспитателем.
Цель - научить составлять однокоренные слова.
Трудовая деятельность
Уборка участка после таяния снега.
 Цели: приучать к чистоте и порядку; воспитывать чувство прекрасного.
 Подвижные игры «По проталинам», «На поляне».
Цель: развивать умение быстро бегать, прыгать, уверты¬ваться от ловишки.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:упражнять в развитии ловкости;
закреплять навыки мягкого приземления.

Апрель
Прогулка  5
Наблюдение за ветром
Цели:
—    закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях;
—    дать понятие о ветре, его свойствах;
—определить направление ветра.
Ход наблюдения
Ветер — движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т.п.). Ветер способствует опылению расте¬ний, распространению семян, движению парусных яхт. По¬могает человеку переносить сильную жару (подул ветерок — стало лучше дышать). Одновременно очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к раз¬рушению жилья человека, морским кораблекрушениям.
Воспитатель загадывает детям загадку.
Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер.)
Дидактическая игра «Как поет ветер?» — дети изображают гудение ветра, произнося звук «в». Цель - закрепить произношение звука «в».
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек.
Цель: воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры
«Быстрее ветра», «Кто смелее?».
Цель: развивать быстроту бега, навыки лазания.
Индивидуальная работа
«Прыгни дальше».
Цель: продолжать учить прыгать в длину с разбега.    
Апрель
Прогулка 6
Наблюдение за проклюнувшимися почками березы
Цель: продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
—    Я раскрываю почки
—    В зеленые листочки,
—    Деревья одеваю,
—    Посевы поливаю,
—     Движения полна,
—    Зовут меня ... (весна).
—    Она весну встречает,
—    Сережки надевает,
—    Накинута на спинку
—    Зеленая косынка,
—    А платьице в полоску.
—     Ты узнаешь ... (березку)!
—    О каком времени года говорится в загадке?
—    Перечислите признаки весны?
♦    Что это за дерево?
♦    Что произошло с почками?
♦    В каком состоянии находятся деревья весной? пробуждаются.)
Дидактическая игра «Когда это бывает» -  воспитатель описывает время года, дети определяют его. Цель - закрепить знания о временах года, их характерных признаках, развить связную речь, внимание.
Трудовая деятельность Заготовка талой воды для поливки комнатных растений; уборка мусора с участка. Цель: обеспечивать участие в трудовой деятельности каж¬дого ребенка.
Подвижные игры «Бездомный заяц», «Караси и щука». Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу.
Индивидуальная работа «Пустое место», «Брось за флажок».
Цели:  закреплять умение быстро бегать; развивать глазомер.

Апрель
Прогулка 7
Наблюдение за трясогузкой
Цель: знакомить с трясогузкой, внешним видом, средой ее обитания.
Ход наблюдения
Трясогузка, трясогузка
Полосатенькая блузка!
Я тебя всю зиму жду
 — Поселись в моем саду!
И за ставенькой резной
Свей гнездо свое весной.
Трясогузка — стройная и грациозная. Спинка и бока серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья черные, блестящие, украшенные по краям белыми прыжками. Прилетает ранней весной, вьет гнезда по берегам рек и озер из соломинок и тонких веточек, устилает пухом. Питается живым кормом.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Как выглядит трясогузка?
♦    Чем питается?
♦    Когда прилетает в наши края?
♦    Как заботится о своем потомстве?
♦    Чем птицы заняты весной?
Весною дел у птиц немало: Встала птаха поутру,  Целый день она летала  И ловила мошкару.  Сядет с мошкою на ветку,  Тихо пискнет: «Я, мол, тут!»  Знает, маленькие детки  С нетерпеньем маму ждут.
Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию»
 Цель - научить составлять описательный рассказ, развивать связную речь
Трудовая деятельность
Подготовка грядок к посеву семян.
Цель: формировать трудолюбие, желание доводить нача¬тое дело до конца.
Подвижные игры
«Не опоздай».
Цель: учить проползать под скамейкой любым способом (прямо или боком). «Не упусти мяч». Цели:
—    учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь;
—    воспитывать дружелюбие.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять умение бросать мяч в цель.

    
Апрель
Прогулка  8
Наблюдение за солнцем
Цель: помочь обнаружить связи между теми или иными  признаками погоды, сезонными изменениями в жизни рас¬тительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.
Ход наблюдения Люди добрые, солнцу красному,  Лику ясному Поклоняйтеся, улыбайтеся  Распрекрасному.                     В. Брюсов
Важнейшим фактором, определяющим погоду, является солнце — источник жизни, света и энергии. Весной солнце начинает подниматься все выше и выше, тем сильнее оно греет землю, поэтому погода теплее.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Когда вы возвращаетесь с прогулки, замечаете, где на¬ходится солнце?
♦    Почему вы чувствуете, что весна уже наступила?
♦    Что происходит с растениями, когда солнце ярко и дол¬го светит?
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» -  дети показывают по порядку времена года.
Цель - закрепить знания детей о временах года.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от мусора и снега.
 Цель: развивать желание работать дружно, помогая друг другу.
Подвижные игры
«Поймай мяч», «Караси и щука».
 Цели:
—    продолжать учить самостоятельно договариваться о распределении ролей;
—    упражнять в умении ловить и передавать мяч.
 Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
—    обучать прыжкам в высоту с бокового разбега;
—    закреплять навыки мягкого приземления на полусо¬гнутые ноги в прыжках в высоту с разбега.


Апрель
Прогулка 9
Наблюдение за тополем
Цели:  продолжать знакомить с деревьями на участке;
—    формировать представления о внешнем виде тополя весной.
Ход наблюдения
Воспитатель подводит детей к дереву, задает вопросы.
♦    Как называется это дерево?
♦    А как вы узнали?
♦    Какие части тополя вам знакомы?
Весной на тополях набухают крупные почки. Когда клей¬кая оболочка упадет с них на землю, раскрываются пахучие блестящие листочки. Листья распускаются быстро и буйно. С утра дерево еще без листвы, а в полдень крона блестит и переливается развернутыми листьями. Тополиные листья сви¬сают вниз на длинных черешках, слегка сжатых с боков, ' поэтому листья очень подвижны: трепещут и дрожат, даже при легких порывах ветра. Тополя чаще других деревьев са¬жают в городах, потому что они прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу кислорода боль¬ше, чем другие деревья. Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей. Они неприхотливы и быстро растут.
Дидактическая игра «Слоги» -  дети составляют различные слоги. Цель - развивать быстроту реакции.
Трудовая деятельность
Сбор палок, сломанных веток и сухих листьев.
 Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.
 Подвижные игры
«Совушка», «Веревочка».
Цели:
—    учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении;
—    развивать быстроту, ловкость.
 Индивидуальная работа Катание на велосипедах: ехать по прямой; по извилистой дорожке; с разной скоростью.
Цель: развивать двигательную активность.    
Апрель
Прогулка 10
Наблюдение за погодой
Цели:
_- формировать представление о том, что изменения в при¬роде весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца; — закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Ход наблюдения
Ласточка примчалась Из-за бела моря. Села и запела: «Как февраль не злися, Как ты, март, не хмурься, Будь хоть снег, хоть дождик — Все весною пахнет». А. Майков
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве¬тить на вопросы.
Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? (Весной.)
♦    Что изменилось с приходом весны?
♦    Что стало чаще появляться на небе?
♦    Что изменилось на огороде?
   ♦    Как вы думаете, почему снег не везде растаял, а малень-кими клочками?
Предложить детям объяснить, как они понимают поговор¬ку «Зима весну пугает, да сама тает»?
Дидактическая игра «Времена года». Воспитатель называет приметы времени года, дети определяют.
Цель - развить внимание, мышление, логику, речь.
Трудовая деятельность
Уборка экологической тропы.
Цели: учить видеть результат своего труда; работать в коллективе.
 Подвижные игры «Лесные тропинки», «Караси и щука».
Цель: разнообразить движения в зависимости от условий (по глубокому снегу идти с высоким подниманием колен, пе-решагивать с проталины на проталину, идти спиной вперед,  придумать шаг для прокладывания тропинки, прыгать на одной ноге по глубокому снегу).
«Зима надоела».
Цель: находить свой вариант ответа (воспитатель читает закличку: «Жаворонки прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите, зима нам надоела...»).
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели: воспитывать бережное отношение к природе; совершенствовать умение в беге и прыжках.

Май
Прогулка 1
Наблюдение за майским жуком
Цели:
—    расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука;
—    воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Ход наблюдения
Чок-чок-чок-чок!
Прилетел в сад жучок.
На березу сел
— Все листочки съел.
Позову скворцов
 Со всех концов,
Позову грачей
— Летите скорей!
Жука проглотите
И мой сад спасите!
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Как выглядит майский жук?
♦    Как он передвигается?
♦    Где живет майский жук?
♦    Чем питается майский жук?
♦    Почему майских жуков называют вредителями лесов и садов?
♦    Какие враги есть у майских жуков?
♦    Где зимуют майские жуки?    
Майские жуки крупные, похожи на гладкие коричневые желуди. Майские жуки опасные вредители.
Особенный вред приносят их личинки: они живут в почве и питаются корня¬ми растений. Живут личинки майских жуков долго — три-четыре года. А вот век майских жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают.
У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают ли¬чинок в почве.
Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи, ежи — все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками.
Дидактическая игра «Назови одним словом».
Цель - активизировать в речи обобщающие слова.
Трудовая деятельность Посадка семян гороха.
Цели: формировать навыки посадки гороха (разложить семе¬на в бороздки, присыпать землей, полить); воспитывать интерес к труду.
Подвижные игры «Кати в цель», «Догони мяч».
Цель: развивать глазомер и точность.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.    
Май
Прогулка 2
Наблюдение за цветником
Цели:  продолжать наблюдение за ростом и развитием цве¬тов;
—    закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
Ход наблюдения
Мне не нужен огород, ягода клубника — Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика. Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку. Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку. Первый опыт у меня не совсем удачен, Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче! Быть садовником хочу, когда стану взрослым, Буду разводить цветы, хоть это и непросто.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Ребята, как называются цветы, которые мы посадили?
♦    Что надо сделать, чтобы наши семена взошли?
♦    Почему некоторые растения называют однолетними, двулетними и многолетними?
Дидактическая игра «Вершки и корешки» Дети рассказывают о строении растения, предложенного воспитателем. Цель - повторить строение растений.
Трудовая деятельность Посадка цветов.
Цели: формировать умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя; закреплять знания о росте и развитии растений.
Подвижная игра «Ловишки». Цели: упражнять в беге в разных направлениях; тренировать быстроту, выносливость.
Индивидуальная работа
«Попади в обруч».
 Цели: формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5—9 м; совершенствовать координацию движений.

Май
Прогулка 3
Наблюдение за божьей коровкой
Цели:
—    расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки;
—    воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Ход наблюдения
Божья коровка, алая спинка,Уцепилась ловко коровка за травинку. Вверх неспешным ходом Ползет по стебельку К пахнущему медом Яркому цветку.
Поедает быстро Коровка вредных тлей, И цветок душистый Спасибо скажет ей!
Воспитатель загадывает детям загадку и предлагает отве¬тить на вопросы. Всех жуков она милей, Спинка алая у ней, А на ней кружочки — Черненькие точки. (Божья коровка.)
♦    Как выглядит божья коровка?
♦    Как она передвигается?
♦    На кого охотятся божьи коровки?
♦    Где они живут?
♦    Какую пользу приносят божьи коровки?
♦    Где зимуют?
Какие стихи, загадки, песни вы знаете о божьей ко¬ровке?
У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-крас¬ная или оранжевая спинка, украшенная черными точка¬ми. Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния: у нее есть маленькие кры¬лышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья.
Окраска божьей коровки — предостерегающая. Птицы зна¬ют, что насекомые с такой окраской — несъедобные.
Божьи коровки поедают огромное количество тли, любят угоститься червеедами, паутинными клещиками, личинка¬ми жуков-листоедов.
Божья коровка — хищник, она поедает других насеко¬мых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому при¬носит людям большую пользу.
На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревь¬ев, в сухих корягах или зарываются в землю.
Дидактическая игра «Назови одним словом».
Цель - активизировать в речи обобщающие слова.
Подвижные игры
«Пингвины с мячом», «Не наступи».
Цель: усложнять прыжки на двух ногах с продвижением  вперед с зажатым предметом между ступнями.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: совершенствовать прыжки на двух ногах с зажатым Предметом между ступнями.    
Трудовая деятельностьВысадка рассады цветов в цветник.
Цель: совершенствовать навыки и умения посадки рассады в открытый грунт.     
Май
Прогулка 4
 Наблюдение за одуванчиком
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.
Ход наблюдения
Желтая головушка,
Розовая ножка.
Одуванчик-солнышко
Подержу в ладошке.
 Появилось солнышко
В мае на лугу,
На него любуюсь,
Очень берегу.
Жаль, недолго солнышко
Будет золотым,
Побелеет солнышко
— И расстанусь с ним.                    В. Мирясова
Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок жел¬того цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появля¬ется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цве¬ток, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.
Одуванчик лекарственный — многолетнее травянистое ра-стение, произрастает по всей территории нашей страны. Сы-рьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяет¬ся в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно заготавливать толь¬ко после созревания и осыпания семян, часть корней и кор¬невищ желательно оставлять в земле для возобновления рас-тений.
Дидактическая игра «Придумай слово» - дети подбирают однокоренные слова к предложенному воспитателем. Цель - научить составлять однокоренные слова.
Трудовая деятельность
Уборка участка от сухих веток.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду,   ответственность при выполнении поручений.
Подвижные игры
«Спящая лиса».
Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча.
 «Перелет птиц».
Цель: учить выполнять действия по сигналу.
Индивидуальная работа
Прыжки вверх с места.
Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Май
Прогулка 5
Наблюдение за комаром
Цели:
—    расширять представления об особенностях внешнего вида комара;
—    формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве¬тить на вопросы.
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит.
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
♦    Как выглядит комар?
♦    Как он передвигается?
♦    Есть ли у комаров уши?
♦    Чем питаются комары?
♦    Почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров?
♦    Почему комаров называют вредными насекомыми?
♦    Какие враги есть у комаров?
♦    Какие загадки и сказки о комарах вы знаете?
Надо мной комарик вьется
И звенит, звенит, звенит,
Кровушки моей напьется
И в окошко улетит.
У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На го¬лове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жер¬твы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. У кома¬ров есть «уши», которые находятся в усах.
Комары-самцы питаются сладким нектаром цветов и со¬ком растений, а самки сосут кровь.
Комары — вредные насекомые, так как разносят опасные болезни.
Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы.
Дидактическая игра «Назови одним словом».
Цель - активизировать в речи обобщающие слова.
Трудовая деятельность Уборка петрушки.
Цель: учить правильно и аккуратно срывать веточки петрушки, не повреждая корневую систему.
 Подвижные игры «Пронеси, не урони», «Пожарные».
Цель: учить перелезанию «перекатом» через препятствие.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: совершенствовать навыки лазания по гимнастичес¬кой лестнице.    
Май
Прогулка 6
Наблюдение за облаками
Цели:
—    побуждать к высказыванию собственных догадок, пред-положений о причинах тех или иных явлений;
—    закреплять знания о неживой природе.
Ход наблюдения
Могу я бесконечно
Смотреть на небеса,
Но шлепнул дождик в речку,
И скрылись чудеса.          А. Сиголаев
По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры — жди хорошую погоду.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве¬тить на вопросы.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака.)
♦    Из чего состоят облака?
♦    Всегда ли они бывают одинаковыми?
♦    Чем отличаются облака в солнечную погоду?
 Дидактическая игра «Какое небо» - дети наблюдают за небом и описывают его. Цель - развить умение подбирать относительные прилагательные.
Трудовая деятельность
Работа граблями и метлой.
Цель: учить видеть результат своего труда.
Подвижные игры
«Не сбивай и поймай», «Дальше и выше».
Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствий, дрыгать легко, беззвучно.
Индивидуальная работа
развитие движений.
Цели:
—    воспитывать с помощью движений бережное отноше¬ние к природе;
—    упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни;
—    развивать силовые качества.

Май
Прогулка 7
Наблюдение за стрекозой
Цели:
—    расширять знания о внешнем виде стрекозы;
—    воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Ход наблюдения
Склонились низко лозы  Над гладью тихих вод,  Мы, быстрые стрекозы, Здесь водим хоровод.  Без всякого усилья  Скользим мы над водой, Сверкают наши крылья Прозрачною слюдой.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве¬тить на вопросы.
У нее четыре крыла,
 Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называют ее ... (стрекоза).
*    Как выглядит стрекоза?
*    Как она передвигается?
*    Почему у стрекозы огромные глаза и короткие усики?
*    Где живет стрекоза?
*    На кого она охотится?
*    Чем питается?
*    Есть ли враги у стрекозы?
*    Какие стихи, загадки, сказки о стрекозе вы знаете?
У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо, а ее удлинейное тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полете. У стрекозы огромные глаза, помогающие ей высматривать добычу, а усики короткие, почти незаметные. Они большой роли в их жизни не играют.
Стрекоза — хищное насекомое. Она питается мошками, комарами, жучками, которых хватает на лету цепкими лапками,
Осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или старые гнилые коряги, спят до весны.
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий.
Цель — активизировать словарный запас глаголами.
Трудовая деятельность Посадка картофеля.
Цель: совершенствовать навыки и умения посадки клубней картофеля в лунки.
Подвижные игры    
«Сумей вскочить», «Лягушки в болоте».    
Цель: продолжать обучать прыжкам с разбега.    
Индивидуальная работа «Кто дальше?».
Цель: совершенствовать технику прыжка (сильный тол¬чок, энергичный взмах рук).    
Май
Прогулка 8
Наблюдение за мать-и-мачехой
Цель: развивать познавательную активность детей в про¬цессе формирования представлений о лекарственных расте¬ниях, правилах их сбора, хранения и применения.
Ход наблюдения
Мать-и-мачеха обыкновенная — многолетнее травянистое растение. Растет на береговых обрывах, в оврагах. Сырьем являются листья. Настой листьев мать-и-мачехи применяет¬ся как отхаркивающее средство.
Пригрело весеннее солнышко и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. «Весну цветов открывает сверхран¬ний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав — до выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода» - Так высказывался о мать-и-мачехе фенолог и писатель Д. Зуев. Почему же цветок получил такое название? Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее  рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка.
А верхняя часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи.
Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «за¬ковки» ведут к полному уничтожению растений. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста. Ле¬карственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки.
Дидактическая игра «Что где растет?» Цель закрепить знания детей о растениях леса и луга.
Трудовая деятельность
Посадка семян лекарственных трав.
Цель: учить правильному посеву семян.
Подвижные игры
«Догони свою пару».
Цель: учить бегать по сигналу воспитателя, не оглядыва¬ясь назад.
«Попади в цель».
Цель: учить бросать мяч в цель, соблюдать правила игры.
Индивидуальная работа
«Веселые прыжки».
Цель: закреплять прыжки через два предмета.


Май
Прогулка 9
Наблюдение за разными видами транспорта
Цели:
—    закреплять знания о том, что человек пользуется вело¬сипедом, который не требует бензина;
—    человек, вращая педали, передвигается.
Ход наблюдения
Велосипед — это вид транспорта. Слово «велосипед» обо¬значает «быстрые ноги». Для того чтобы на нем ездить, нужно ногами крутить педали, а рулем удерживать равно¬весие.
Предложить детям рассмотреть велосипед.
С самых первых детских лет Служит мне велосипед. Лучше он любой машины, Не нуждается в бензине! Я педалями кручу
— Птицею с горы лечу.  Но на горку, между прочим, Забираться трудно очень! Я недолго унываю,  На педали нажимаю. Пусть немного и устану,  Но зато сильнее стану!
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Чем отличается велосипед от машины? (Машину заправляют бензином.)
♦    Почему становятся сильнее, когда катаются на велоси¬педе? (Развиваются мышцы спины и ног.)
На двух колесах я качу,
Двумя педалями верчу,
За руль держусь, гляжу вперед,
Я знаю — скоро поворот.
Мне подсказал дорожный знак:
Шоссе спускается в овраг.
Качусь на холостом ходу
У пешеходов на виду.
Дидактическая игра  «Угадай по описанию».
Цель - научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Трудовая деятельность
Подметание дорожек на участке, сбор мусора.
Цель: воспитывать желание трудиться.
 Подвижная игра
«Шалтай-Болтай».
Цели:
—    выполнять движения согласно тексту;
—    учить расслаблять мышцы рук, спины и груди.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: совершенствовать ориентацию в пространстве, чув¬ство равновесия.    
Май
Прогулка 10
Наблюдение за бабочкой
Цели:
—    на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида ба¬бочки;
—    воспитывать доброе отношение к живым объектам, вы¬деляя признаки живого.
Ход наблюдения
Звенят ручьи в апреле, Ласкает солнце нас. На луг мы прилетели
И здесь танцуем вальс. Мы крылышки расправим —-
Красив на них узор. Мы кружимся, порхаем — Какой кругом простор! Душистыми цветами Весна встречает нас, И кажется, что с нами Весь луг танцует вальс!
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве¬тить на вопросы.
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка.)
♦    Как выглядит бабочка?
♦    Как она передвигается?
♦    Чем питается бабочка?
♦    Какую пользу приносит?
♦    Есть ли дом у бабочки?
♦    Есть ли у нее враги?
♦    Какие стихи, загадки, песни, сказки о бабочке вы знаете?
У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуй¬ками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У нее короткие усики и большие глаза. Спирально сверну¬тый прозрачный хоботок бабочки — ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги — птицы и пауки.
Дидактическая игра «Слоги» -  дети составляют различные слоги. Цель - развивать быстроту реакции.
Трудовая деятельность
 Расчистка огорода от мусора.
Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доводить начатое дело до конца.
Подвижные игры
«Ловкая пара», «Мяч сквозь обруч».
Цель: учить бросать мяч под углом.
 Индивидуальная работа
«Кто дальше?».
Цель: совершенствовать навыки метания предметов вдаль

Категория: Мои статьи | Добавил: татьянка (15.10.2013)
Просмотров: 32517 | Комментарии: 11 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 novopet  
0
Я считаю, что тема весьма интересна. Предлагаю Вам это обсудить здесь или в PM.
https://novopet.ru/

1 Jamesobery  
0
https://t.me/XrumerSeo - Поисковое продвижение
https://t.me/XrumerSeo - Website development

Имя *:
Email *:
Код *: