Воскресенье, 05.05.2024, 18:15
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

картотека прогулок для старшей группы на сентябрь октябрь ноябрь
Сентябрь
Прогулка 1
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:-  закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой при-роды;
—    учить выделять изменения в жизни растений и живот¬ных в осеннее время;
—    формировать представление об осенних месяцах.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Какое сейчас время года?
♦    Как вы догадались, что осень?
♦    Перечислите характерные признаки осени.
♦    Почему осенью стало холоднее?
♦    Что делает человек осенью?
♦    Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?
Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Ут¬ром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.
Дидактическая игра «Когда это бывает?» - воспитатель описывает природное явление, дети отвечают, к какому времени года оно относится. Цель - закрепить представления о сезонных изменениях в природе.
Трудовая деятельность Уборка участка детского сада от опавших листьев.
Цели:
—    учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы;
—    воспитывать экологическую культуру.
Подвижные игры «Третий  лишний».
Цели:
—    учить соблюдать правила игры;
—    развивать ловкость и быстроту бега.
«Совушка».
Цели:
—    учить ориентироваться в пространстве;
—    развивать интерес к игре.
Подвижные игры «Кто самый меткий?».
Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость.
«Чье звено скорее соберется?».
Цель: учить бегать на скорость.
Индивидуальная работа Прыжки на двух ногах до флажка и обратно. Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед. Самостоятельные игры с выносным материалом.   
Сентябрь
Прогулка 2
Наблюдение за крапивой
Цели:
—    развивать познавательную активность в процессе фор¬мирования представлений о лекарственных растениях;
—    формировать умение и желание активно беречь и защи¬щать природу.
Ход наблюдения
Красиво выглядит крапива, А поступает некрасиво: Чем к ней нежнее прикасаются, Тем хитрая больней кусается.
О каком растении говорят? (О крапиве.) Из крапивы гото¬вят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья кра-пивы богаты разными полезными солями и витаминами. Дав¬но русские врачи писали: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и за¬живит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микро¬бов, а также она хорошо останавливает кровь. Из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях это¬го растения очень прочные волокна.
Крапива — многолетнее травянистое растение; распрост¬ранено по всей территории нашей страны. Растет вдоль до¬рог, в тенистых и влажных лесах. Собирают листья в июне — августе.
Правила поведения на природе Из лекарственных растений можно собирать только те, ко¬торых много в вашей местности.
 Дидактическая игра «Что где растет?» - воспитатель называет лесные растения и спрашивает детей, где они растут, затем луговые. Цель закрепить знания детей о растениях леса и луга.
Трудовая деятельность
Работа на экологической тропе: уборка мусора возле водоема. Цели:
—    приучать к чистоте и порядку;
вызывать желание трудиться в коллективе.
Индивидуальная  работа
Развитие движений.
Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).

Сентябрь
Прогулка 3
Наблюдение за разными видами транспорта
Цели:- расширять знания о наземном транспорте, их класси¬фикации, назначении;
—    формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.
Ход наблюдения
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Как выглядит автобус?
♦    Что находится внутри автобуса?
♦    Для чего нужны поручни?
♦    Какие автобусы ездят по нашему городу?
♦    Как едет автобус?
Через определенные отрезки пути автобус останавливает¬ся. На каждой остановке водитель нажимает специальную кнопку, чтобы открылись двери. После того как пассажиры вышли, а другие вошли, шофер закрывает двери, и автобус едет до следующей остановки. На остановке столпотворенье: Люди автобуса ждут с нетерпеньем,
Надо народу успеть на работу — Всем поместиться в автобус охота.
Только обидно, Что в транспорт бензиновый, Все не войдут: он, увы, не резиновый!
Дидактическая игра «Угадай по описанию». Цель - научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Трудовая деятельность
Коллективная работа на огороде по уборке мусора. Цель: формировать навыки коллективного труда.
Подвижные игры «Волк и козлята», «Иголка, нитка, узелок». Цели:
—    учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил;
—    развивать быстроту и реакцию;
—    воспитывать смелость.
Индивидуальная работа Развитие прыжков.
Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге.   
Сентябрь
Прогулка 4
Наблюдение за пауком
Цели:
—    расширять и закреплять знания о характерных особен¬ностях внешнего вида паука, его жизненных проявле¬ниях;
—    формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве¬тить на вопросы.
Этот маленький ловец
Сетку прочную плетет,
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец. (Паук.)
На кусты туман набросил Золотистые шелка, На опушке, возле сосен, Слышу прялку паука. Он без устали и рьяно Нить прядет, сплетая сеть, Чтоб над стеблями бурьяна Вместе с ветром пролететь.
♦    Как выглядит паук?
♦    Как он передвигается?
♦    Где живет и чем питается?
♦    Как паук ловит насекомых?
♦    Есть ли враги у паука?
♦    Как по поведению пауков можно предсказывать погоду?
♦    Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы зна¬ете?
♦    Где зимуют пауки?
Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюш¬ко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука нахо¬дится паутинная бородавка, через которую он выделяет па¬утину.
Пауки — хищники, они питаются другими насекомы¬ми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забива¬ются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны. Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.
Дидактическая игра «Придумай слово» - дети подбирают однокоренные слова к предложенному воспитателем. Цель - научить составлять однокоренные слова.
Трудовая деятельность Сбор семян. Цель: закреплять умение аккуратно собирать семена цве¬тов и правильно их хранить.
Подвижные игры «Добеги и прыгни», «Попрыгунчики». Цель: развивать двигательную активность, умение пры¬гать в длину.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней ли¬цом и боком).
Сентябрь
Прогулка 5
 Наблюдение за одуванчиком
Цели:
—    продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком;
—    формировать умение и желание активно беречь и защи¬щать природу;
—    пополнить свой фитобар сбором лекарственных трав.
Ход наблюдения
«Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись вес¬ной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солныш¬ко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучи¬ком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не от¬водит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке— одуванчик на восток смотрит, поднимается в зе¬нит — одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда» (С. Краси¬ков).
«Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время — одуванчик раскрывается в 5—6 часов утра, а к 2—3 часам дня уже гаснут желтые огоньки» (Д. Зуев).
—    К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пу¬шистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков.
Подует легкий вете¬рок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек, а все расте¬ние — до трех тысяч!
Ярко-желтый одуванчик! Ты зачем сменил кафтанчик? Был красивым, молодым, Стал, как дедушка, седым!
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Как выглядит одуванчик?
♦    Как распространяются его семена? Правила поведения на природе
Из лекарственных растений можно собирать только те, ко¬торых много, и в строго указанные сроки.
Дидактическая игра «Рассмотри и опиши» - дети рассматривают и описывают предложенные воспитателем растения. Цель - закрепить знания детей об изменениях в природе весной. Научить наблюдать за природой, видеть красоту пейзажа. Воспитать бережное отношение к природе.
Трудовая деятельность Сбор лекарственных растений.
Цель: учить правильно собирать лекарственные растения.
Подвижные игры «Совушка». Цель: учить действовать по сигналу. «У оленя дом большой». Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом.
Индивидуальная работа «Смелые ребята».
Цели: упражнять в быстром беге; развивать ловкость.   
Сентябрь
Прогулка 6
 Наблюдение за муравьем
Цели:
—    расширять знания об особенностях внешнего вида му¬равьев, их жизненных проявлениях;
—    вызывать интерес к окружающему миру.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве¬тить на вопросы.
Он — работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Сладко пахнут сосновой смолой Разогретые темные пни. Из иголочек высохшей хвои Строят терем лесной муравьи. Расторопно, с рабочей сноровкой Ставят балки и бревна кладут. Дело спорится бойко и ловко, Будут в доме тепло и уют! Будут в тереме малые дети Мирно спать под напевы дождей. Для того и встает на рассвете Работящий лесной муравей.
♦    Как выглядят муравьи?
♦    Как они передвигаются?
♦    Чем питаются?
♦    Как называется муравьиный дом?
♦    Из чего муравьи строят свой дом?
♦    Какие враги есть у муравьев?
♦    Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы зна¬ете?
♦    Как готовятся муравьи к зиме?
Муравей — самое сильное на земле насекомое, он перено¬сит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары малень¬ких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — ве¬ликолепные строители. Муравьи — хищники, они истребля¬ют множество насекомых. У них много врагов: птицы, мед¬ведь, муравьед.
Дидактическая игра «Звукоподражание» - воспитатель называет насекомое, дети произносят звукоподражание. Цель: закрепить произношение отдельных звуков.
Трудовая деятельность Сбор урожая кабачков на огороде.
Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доставлять радость от собранного урожая не только себе, но и другим детям.
Подвижные игры
«Один — двое», «Пройди бесшумно».
Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: воспитывать выносливость.

Сентябрь
Прогулка 7
Наблюдение за мать-и-мачехой
Цели:
—    продолжать знакомство с лекарственными растениями;
—    пополнять свой фитобар сбором лекарственных трав;
—    формировать умение и желание активно беречь и защи¬щать природу.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку. Он и мачеха, и мать.
Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)
Есть у цветов мать-и-мачехи интересная особенность: они открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь — берегут капельку сладкого и драгоценного некта¬ра. Когда цветочек мать-и-мачехи отцветает, он превращает¬ся в белую пушистую шапочку. Природа снабдила каждое семечко маленькой воздушной пушинкой — парашютиком, — которая помогает ему улететь подальше от материн¬ского растения. Когда семечко приземляется, парашютик отпадает. Собирают листья в июне, июле. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство.
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий. Цель — активизировать словарный запас глаголами. 
Трудовая деятельность Сбор лекарственных растений.
Цель: пополнить фитобар детского сада.
Подвижная игра
«Каких листьев больше?».
Цель: развивать быстроту бега, мышление, ловкость.
Индивидуальная работа
 «Прыгни дальше».
Цель: учить прыгать в длину с разбега.   
Сентябрь
Прогулка 8
Наблюдение за КОШКОЙ
Цели:
—    закреплять знания о том, что кошка — домашнее жи¬вотное, млекопитающее, имеет определенные призна¬ки;
—    воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве¬тить на вопросы.
Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня «царапкой»,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью. (Кошка.)
Рыжий кот осенними
Листьями шуршит,
Возле стога с сеном
Мышек сторожит.
 Тихо притаился
Он в траве густой
И с кустами слился
Шубкой золотой.
♦    Почему кошка — домашнее животное?
♦    Как выглядит домашняя кошка?
♦    Чем питаются кошки?
♦    Как называются детеныши кошки?
♦    Какие породы кошек вы знаете?
♦    Какую пользу людям приносят кошки?
♦    Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки?
♦    Докажите, что кошка — хищное животное.
♦    Сравните способности и характеры собак и кошек.
♦ Какие песни, стихи, загадки, сказки о кошке вы знае¬те?
Дидактическая игра «Хорошо – плохо» - дети рассуждают на заданную тему. Цель - развить связную речь, умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества.
Трудовая деятельность Сбор урожая на огороде. Цель: воспитывать чувство удовлетворения от собранного урожая.
Подвижные игры «Кто дольше простоит на одной ноге?», «Жмурки». Цель: учить быстро действовать при потере равновесия.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад).

Октябрь
Прогулка 1
Наблюдение за работой дворника
Цели:
—    расширять знания о труде взрослых осенью;
—    воспитывать уважение к труду.
Ход наблюдения
Ветер с листьями играет,
Листья с веток обрывает,
Листья желтые летят
 Прямо на руки ребят.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Какие орудия труда нужны дворнику для работы?
♦    Какую работу выполняет дворник осенью?
♦    Для чего нужна работа дворника?
♦    Как мы можем помочь дворнику?
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» - дети определяют, какие предметы помогают людям разных профессий. Цель: закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе орудия труда, воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудится.
Трудовая деятельность Пересадка цветущих растений с участка в группу (ногот¬ки, маргаритки).
Цели:
—    учить осторожно выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки;
—    воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки.
Подвижные игры «Кот и мыши».
Цели: продолжать учить соблюдать правила игры; активизировать двигательную активность.  «Уголки».
Цель: закреплять ловкость, быстроту бега.
Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: развивать навыки бросания мяча в цель.   
Октябрь
Прогулка 2
Наблюдение за подорожником
Цели:
—    знакомить с лекарственным растением — подорожни¬ком;
—    развивать познавательную активность в процессе фор-мирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Почему траву назвали подорожником?   
♦    Где лучше его собирать?
Подорожник — многолетнее травянистое растение, встре¬чается почти по всей территории нашей страны, растет око¬ло дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорож¬ник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здо-ровья вещества. Растения впитывают их. Если с вами слу¬чится беда: укусит оса, овод или змея — сомните листок по¬дорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их мож¬но в период цветения и до увядания.
Его можно сушить. Но только сушить растение надо в за-щищенном от лучей солнца месте. Сырьем являются листья.
Настой листьев подорожника используют как отхаркиваю¬щее средство.
Дидактическая игра «Вершки и корешки»
Дети рассказывают о строении растения, предложенного воспитателем. Цель - повторить строение растений.
Трудовая деятельность
Уборка участка от сухих веток.
Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.
 Подвижные игры
«Найди, где спрятано».
Цель: учить ориентироваться в пространстве.
«Прыгай выше».
Цель: учить действовать по сигналу.
«Волк во рву».
Цель: учить прыжкам.
 Индивидуальная работа
Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком):
«С кочки на кочку», «Перейди речку».
 Цель: вырабатывать координацию движений.


Октябрь
Прогулка 3
Наблюдение за легковым автомобилем
Цели:
—    научить понимать значение и функции автомобиля;
—    закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло).
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве¬тить на вопросы.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Машина.)
♦    Для чего нужна машина?
♦    Какие машины едут по нашей улице?
♦    Что удобнее перевозить на таких машинах: людей или грузы? (Людей.)
♦    Как эта машина называется? (Легковая.)
♦    А кто ведет ее?
У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя.
Дидактическая игра «Кто больше знает слов?» -  воспитатель предлагает детям осмотреться и назвать предметы на звук «с». Цель - найти слова со звуком «с» в начале слова.
Трудовая деятельность Очистка участка от веток и камней; подготовка земли для посадки рассады.
Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллек¬тивно.
Подвижные игры «Мы — шоферы», «Послушные листья».
Цели: учить внимательно слушать команды воспитателя; развивать внимание.
Индивидуальная работа
Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги.
Цель: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности.   
Октябрь
Прогулка 4
Наблюдение за подосиновиком
Цель: развивать познавательную активность в процессе                  фор-мирования представлений о грибах, правилах поведения на природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
В лесу осеннем в сентябре
В скучный день дождливый
Вырос гриб во всей красе   
Важный, горделивый.
Под осиной его дом,
Шляпа красная на нем.
Многим этот гриб знаком.
Как его мы назовем? (Подосиновик.)
♦    Почему гриб назван подосиновиком? (Потому что он растет под осиной.)
♦    Какой еще гриб получил свое имя от дерева, около кото¬рого растет? (Подберезовик.)
Правила поведения в природе
Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» - дети ощупывают муляжи грибов, находящиеся в непрозрачном мешочке, и называют их. Цель: научить детей узнавать предметы по характерным признакам, развивать тактильную чувствительность.
Трудовая деятельность Окапывание деревьев и кустарников.
Цель: воспитывать желание трудиться.
Подвижная игра:  «Найдем грибок».
Цели:  - учить внимательно слушать команду воспитателя;
—    развивать внимание, следить за правильностью выпол¬нения задания.
Индивидуальная работа:  Развитие движений.
Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

Октябрь
Прогулка 5
Наблюдение за грузовым автомобилем
Цель: учить отличать грузовой автомобиль от легкового.
Ход наблюдения
Мощный транспорт — грузовик Тяжести возить привык. Для чего машине кузов? Чтобы в нем возили грузы!
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Для чего нужны грузовые автомобили?
♦    Что они перевозят?
♦    Назовите некоторые виды грузовых автомобилей и объяс¬ните, для чего они нужны?
♦    Каким автомобилем сложнее управлять — грузовым или легковым?
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий».
Цель — активизировать словарный запас глаголами.
Трудовая деятельность
Уборка опавших листьев.
Цели:
—    приучать доводить начатое дело до конца;
—    воспитывать аккуратность, ответственность.
 Подвижные игры
«Горелки», «Волк во рву».
Цели:
—    учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя;
—    развивать ловкость.
 Индивидуальная работа
Ходьба по бревну.
Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа рав¬новесие.
   
Октябрь
Прогулка 6
Наблюдение за рябиной
Цель: продолжать знакомить детей с рябиной.
Ход наблюдения
Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.          О. Высотская
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Как выглядит рябина?
♦    Где она растет?
♦    Какие звери любят ягоды рябины?
♦    Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?
♦    Что дает рябина людям?
Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и са¬дах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроз-дьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удоволь¬ствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом по¬едают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзим¬ние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свирис-телей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные слад¬кие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а ряби¬новый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.
Дидактическая игра «Найди дерево» -  научить детей распознавать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.
Трудовая деятельность Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок. Цель: учить аккуратно собирать и различать листья раз¬ных деревьев.
Подвижные игры «Коршун и наседка», «Кто дальше?».
Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сиг¬нал воспитателя.
Индивидуальная работа
 Развитие движений.
Цель: учить прыжкам на одной (правой, левой) ноге.

Октябрь
Прогулка 7
Наблюдение за светофором
Цель: закреплять знания о работе светофора и назначении цветовых сигналов.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю,
И тебе хочу помочь. (Светофор.)
Подвести детей к перекрестку, где действует светофор. Рассказать, что мы живем в красивом городе с широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых автомашин, автобусы, и никто не мешает друг дру¬гу. Это потому, что есть четкие и строгие правила для машин и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую слож¬но. Помогают нам в этом три сигнала светофора: красный, желтый, зеленый.
Хоть у вас терпенья нет, Подождите — красный свет! Желтый свет на пути — Приготовьтесь идти! Свет зеленый впереди — Вот теперь переходи!
Воспитатель задает детям вопросы.
*    Для чего нужен светофор?
*    На какой сигнал светофора переходят пешеходы?
*    На какой сигнал светофора нельзя переходить? Что мо¬жет произойти? Почему?
*    Если сломался светофор, то кем можно его заменить? (Регулировщиком.)
Там, где шумный перекресток, Где машин не сосчитать, Перейти не так уж просто,  Если правила не знать. Пусть запомнят твердо дети: Верно поступает тот, Кто лишь при зеленом свете Через улицу идет!
Дидактическая игра «Отгадай-ка» - дети описывают предложенный предмет. Цель - научить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.
Трудовая деятельность Удаление сломанных веток деревьев секатором.  Цель: закреплять знания о том, что человек должен помо¬гать растениям приготовиться к зиме.
Подвижная игра «Светофор». Цель: закреплять знания о значении светофора.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки равновесия в ходьбе по буму.   
Октябрь
Прогулка 8
Наблюдение за лошадью
Цели:
—    закреплять знания о лошади, ее характерных особенно¬стях как млекопитающего, домашнего животного;
—    воспитывать интерес к жизни животного.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
Кто я — догадайтесь сами. Я везу зимою сани, Что легко скользят по снегу. Летом я везу телегу. (Лошадь.)
♦    Почему лошадь — домашнее животное?
♦    Как выглядит лошадь?
♦    Чем она питается?
♦    Как называются детеныши лошади?
♦    Какую пользу людям приносят лошади?
♦    Какие песни, стихи, загадки, сказки о лошади вы зна¬ете?
Тлеют костра огоньки,
Берег в тумане тонет.
 Ночью в лугах у реки
 Мирно пасутся кони.
Головы опустив,
Свесив пышные гривы,
Щиплют траву возле ив,
Бродят по краю обрыва.
Лошади редкостно умные животные, у них прекрасная па¬мять, они легко запоминают дорогу, хорошо ориентируются на любой местности. Лошади очень привязаны к своему хо¬зяину, они легко поддаются дрессировке. Лошади живут 25— 30 лет.
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий. Цель — активизировать словарный запас глаголами.
Трудовая деятельность
Посадка елочек на экологической тропе.
Цели:
—    вызывать интерес к посадке деревьев;
—    воспитывать бережное, заботливое отношение к живот¬ным.
Подвижные игры
«Круговорот», «Холодно — горячо».
Цель: добиваться выполнения правильной техники в ос¬военных ранее видах ходьбы.
 Индивидуальная работа
 Развитие движений.
Цель: улучшать технику ходьбы (ходьба приставным ша¬гом).



Октябрь
Прогулка 9
 Наблюдение за самосвалом
Цели:  
—    формировать представления о видах грузовых машин; учить рассказывать о них.
Ход наблюдения
Предложить детям рассмотреть машину — самосвал.
Эта машина с железным открытым кузовом.
Вот машина,
Так машина —
 Высотою с дом кабина
И колеса высотою
Выше нас с тобою вдвое.
Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.
♦    Для каких грузов предназначен самосвал?
♦    Как происходит разгрузка машины?
♦    Как машина помогает человеку?
♦    Может ли самосвал работать без человека?
Дидактическая игра «Тонут – плавают». Цель: закрепить знания о свойствах предметов, их весе. Активизировать словарь.
Трудовая деятельность
Сбор семян, уборка сухой травы, листьев.
Цели:
—    учить правильно собирать семена;
—    воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе.
Подвижная игра
«Ловишки с приседаниями».
Цель: учить соблюдать правила игры.
Индивидуальная работа  Бег, прыжки.
Цель: упражнять в беге с заданием на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу на¬правления), в прыжках (подскок на двух ногах).   
Октябрь
Прогулка 10
Наблюдение за лошадью
Цель: формировать представления о лошади как виде транс¬порта и живом существе, помогающем человеку.
Ход наблюдения. Как коня мне приручить? Может, сеном накормить, Чтоб со мною он дружил, Чтобы верно мне служил! С помощью лошади человек пахал землю, перевозил гру¬зы, да и в бою верный конь не раз спасал жизнь воину. Это умное и сильное животное стало для нашего далекого предка его первым транспортом, и назывался такой транспорт — гужевым. У разных народов им стали разные животные — верблюды, слоны, ослики, собаки и т.д. Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Для чего человек приручил лошадь?
♦    Что служило древнему человеку вместо транспорта?
♦    Для чего в наше время используют лошадей?
♦    Дидактическая игра «Хорошо – плохо» - дети рассуждают на заданную тему. Цель - развить связную речь, умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества.
Трудовая деятельность Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев. Цель: воспитывать бережное отношение к природе.
Подвижная игра «Догони свою пару». Цели: выполнять движения по сигналу воспитателя; четко ориентироваться при нахождении своей пары.  Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.

Ноябрь
Прогулка 1
Наблюдение за трудом взрослого на огороде
Цели:
—    активизировать познавательную деятельность, поддер¬живать стойкий интерес к наблюдениям;
—    побуждать принимать активное участие в сборе уро¬жая.
Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Летом в огороде — Свежие, зеленые, А зимой в бочке — Крепкие, соленые. (Огурец.)
Он никого и никогда Не обижал на свете. Так что же плачут от него И взрослые и дети? (Лук.)
♦    Какие овощи растут на нашем огороде?
♦    Какую работу вы выполняли вместе с воспитателями на 0городе?
♦    Что делают взрослые на огороде?
Дидактическая игра «Составь предложение» -  дети составляют предложение с предложенным словом. Цель - научить составлять предложения с заданным словом.
Трудовая деятельность
Сбор ранних семян в цветнике; заготовка и сушка листьев Растений (для аппликаций, зимних букетов, гербария).
Цели:
—    учить аккуратно собирать семена в бумажные пакеты;
—    воспитывать настойчивость, экологическую культуру.
Подвижная игра
«Горелки».
Цель: закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.   
Индивидуальная работа   
Развитие движений.   
Цель: закреплять умение отстукивать мяч об пол двумя руками.
   
Ноябрь
Прогулка 2
Наблюдение за перелетными птицами
Цели:
—    закреплять знания о перелетных птицах;
—    воспитывать интерес и любовь к пернатым;
—    уметь выделять признаки живого организма.
Ход наблюдения
Листья осенью облетают,
Высыхает трава на болотах.
Собираются птицы в стаи
И уже готовы к отлету.
И, прощаясь с родными местами,
С золотыми березками, ивами,
Долго кружат они над лесами,   
Над крутыми речными обрывами.   
Летом для птиц достаточно корма, и они выводят и вскарм¬ливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьша¬ется. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают ра¬стения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сна¬чала улетают птицы, питающиеся насекомыми, затем те, ко¬торые кормятся плодами и семенами растений. Все эти пти¬цы перелетные.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Каких птиц называют перелетными?
♦    Почему птицы выводят птенцов летом?
♦Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые стра¬ны?
♦Каких перелетных птиц вы знаете?
Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию»
 Цель - научить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.
Трудовая деятельность Сбор листьев на участке. Цель: учить работать дружно, помогая друг другу.
Подвижные игры «Шишка-камешек». Цель: учить четко и быстро выполнять повороты, не оста¬навливаясь. «Часовой». Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений.
Индивидуальная работа Развитие движений.
 Цели: улучшать технику ходьбы (переход с пятки на носок, активные движения рук); воспитывать выносливость.

Ноябрь
Прогулка 3
Наблюдение за осиной
Цель: ознакомить с деревом — осиной, ее строением, лис¬тьями.
Ход наблюдения
Зябнет осинка, дрожит на ветру,
Стынет на солнышке, мерзнет в жару.
Дайте осинке пальто и ботинки,
Надо согреться бедной осинке.
И. Токмакова
У осины ствол гладкий, серо-зеленого цвета. Осенью ее листья раскрашены в разные цвета: розовый, красный, жел-тый. Листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюс¬нутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки друг о друга.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Какой ствол и листья у осинки?
•    Почему дрожат листья дерева?
•     Дидактическая игра «Найди дерево» -  научить детей распознавать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.
•    Трудовая деятельность Одна подгруппа детей — подметание дорожки на участке сбор опавших листьев; другая — рыхление песка в пе¬сочнице.
Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться со¬обща.
Подвижная игра «Не упади». Цель: закреплять умение передавать мяч назад и вперед прямыми руками.
Индивидуальная работа  «Коснись мяча».
Цель: закреплять умение бросать и ловить мяч.   
Ноябрь
Прогулка 4
Наблюдение за работой шофера
Цели:
—    уточнять представления о работе водителей, управляю¬щих разными видами машин;
—    развивать познавательную деятельность;
—    воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.
 Ход наблюдения
Встаем мы очень рано.
 Ведь наша забота —
 Всех отвозить
По утрам на работу.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Для чего нужна такая профессия?
♦    Должен ли водитель знать правила дорожного движе¬ния?
♦    Что должен знать водитель, чтобы хорошо водить ма¬шину?
♦    Какими машинами могут управлять водители?
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».
Цель - закрепить знания детей о профессиях.
Трудовая деятельность Заготовка и сушка листьев и растений (для гербариев и аппликаций).
Цели:
—    закреплять названия деревьев и растений;
—    воспитывать любовь к растительному миру;
—    учить правильно, собирать листья растений.
 Подвижные игры
« Перебежки-догонялки ».
Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.
«Обезьянки».
Цель: учить уверенно взбираться по канату.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижени¬ем вперед на расстояние 2—3 м.

Ноябрь
Прогулка 5
Наблюдение за собакой
Цели:
—    закреплять знания о собаке, ее характерных особеннос¬тях, способах приспособления к окружающей среде;
—    воспитывать чувство ответственности за тех, кого при¬ручили.
Ход наблюдения Я хозяину служу —  Дом хозяйский сторожу.  Я рычу и громко лаю,  И чужих я прогоняю. Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Почему собака домашнее животное?
♦    Как выглядит собака?
♦    Чем питается?
♦    Какие породы собак вы знаете?
♦    Как называются детеныши собаки?
♦    Какую пользу людям приносят собаки?
♦    Как готовятся собаки к зиме?
К зиме шерсть у собак меняется.  Летняя линяет, и живот¬ные покрываются более густой и темной.
Дидактическая игра «Чьи следы?»
Воспитатель рисует на снегу или показывает карточки с изображениями следов животных и птиц. Дети отгадывают, чьи следы, и образовывают притяжательные прилагательные. Цель - образование притяжательных прилагательных.
Трудовая деятельность
Сбор и заготовка семян календулы.
Цели: воспитывать ответственность за порученное дело; формировать экологическое сознание.
 Подвижные игры   
«Дружные пары», «Разойдись — не упади».
Цель: учить при ходьбе соблюдать непринужденность дви¬жений и хорошую осанку.
Индивидуальная работа  Развитие движений.
Цель: закреплять навыки хорошего отталкивания и мяг¬кого приземления во время прыжков.   
Ноябрь
Прогулка 6
Наблюдение за березой
Цели:
—    продолжать знакомство с березой, выделяя характер¬ные признаки и изменения, связанные со временем года;
—    воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.
Ход наблюдения
Лишь осень золотая
Лист опалит огнем —
Березка облетает,
Тоскует под дождем.
Воспитатель проводит с детьми беседу.
♦    Почему листья на березе стали желтые?
♦    Что происходит с деревьями осенью?
♦    Как деревья готовятся к зиме?
Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала на¬верху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.
Предложить детям собрать букет из опавших листьев, от¬метить, какого цвета листья.
Дидактическая игра «Найди дерево» -  научить детей распознавать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.
Трудовая деятельность
Подметание дорожек, уборка мусора.
Цели: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща; убирать инвентарь после труда в определенное место.
Подвижные игры «Мы — веселые ребята», «Затейники».
 Цели: учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; упражняться в беге.
Индивидуальная работа
«Удочка», «С кочки на кочку».
Цели: упражнять в прыжках; воспитывать уверенность в своих силах.

Ноябрь
Прогулка 7
Наблюдение за тополем
Цель: знакомить с тополем осенью (какую пользу он при¬носит людям; когда и почему бывает тополиная метель).
Ход наблюдения
Воспитатель.  В народе говорят: «Если с дерева лист не чисто опадает, будет строгая зима». Как вы понимаете это выражение? Почему? Наблюдается ли у нас на участке это явление?
Дети отвечают.
Воспитатель проводит с детьми беседу.
♦    Кто знает, почему осенью листья становятся желтыми, красными, багряными?
♦    Многие думают, что причина листопада — заморозки, убивающие нежные незащищенные листья. Но так ли это? Если совершить прогулку в лес или парк, то можно заме¬тить, что у разных листьев деревьев листопад бывает в раз¬ное время. Мы с вами будем вести наблюдение, когда же начнется листопад у тополя.
♦    Что производят из древесины тополя? Прежде всего, бу¬магу, а почки тополя используют для производства кремов, духов и одеколонов.
♦    Когда бывает тополиный пух, тополиная метель? По¬чему?
♦ Что такое тополиный пух?
Дидактическая игра «Найди дерево» -  научить детей распознавать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.
Трудовая деятельность
Сбор листьев для гербария и поделок, их засушка; наведе¬ние порядка в песочнице и на участке.
Цель: продолжать прививать трудовые умения и навы¬ки.
Подвижные игры
«Краски», «Коршун и наседка».
Цели :учить бегать цепочкой, держась друг за друга, и слу¬шать сигнал ведущего; развивать внимание, быстроту, ловкость.
Индивидуальная работа
Упражнения с мячом: ударить мяч о землю и поймать двумя руками.
Цель: развивать координацию движений.   
Ноябрь
Прогулка 8
Наблюдение за работой дворника
Цели:
—    продолжать наблюдения за работой дворника;
—    способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса;
—    воспитывать интерес и уважение к работе дворника;
—    прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Какое время года?
♦    По каким признакам это можно определить?
♦    Почему дворник убирает листву с дорожек?
Дидактическая игра «Назови одним словом». 
Цель - активизировать в речи обобщающие слова.
Трудовая деятельность
Сбор ягод рябины на участке ДОУ.
Цель: учить приходить на помощь взрослому при сборе ягод.
Подвижная игра
 «Пожарные на ученье».
Цель: учить легко и быстро лазать по канату и гимнасти¬ческой стенке.
Индивидуальная работа
Упражнения с мячом.
 Цели:
—    продолжать выполнять упражнения с мячом;
—    развивать быстроту бега.

Ноябрь
Прогулка 9
Наблюдение за специальным транспортом — «скорой помощью»
Цели:   —    расширять знания о специальном транспорте — «ско¬рой помощи», роли водителя в спасении жизни лю¬дей;
—    закреплять умение находить нужную машину по опи¬санию.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки, задает вопросы.
Что за зверь по мостовой мчит, Как ветер удалой. По зову больных
Рычит, пыхтит. («Скорая помощь».)
На красный свет машина мчится, — Везу больного я лечиться! И всех, кто вызовет меня,
К врачам доставлю быстро я! («Скорая помощь».)
♦    Какая это машина?
♦    Как вы догадались?
♦    Для чего нужны такие машины?
♦    Какие водители должны управлять такими машинами? Автомобиль с красной полосой и красным крестом немед¬ленно выезжает по указанному адресу на помощь больному. Мигающий маячок и воющая сирена словно говорят осталь¬ному транспорту и пешеходам: «Пропустите нас, пожалуй¬ста, мы очень спешим!»
Дидактическая игра «Придумай слово» - дети подбирают однокоренные слова к предложенному воспитателем. Цель - научить составлять однокоренные слова.
Трудовая деятельность:  Сбор мусора на участке.
Цели:
—    добиваться выполнения задания общими усилиями;
—    воспитывать взаимопомощь.
Подвижные игры:  «Перелет птиц», «Не попадись».
Цели:  упражнять в беге в разных направлениях;
—    развивать медленный и быстрый бег.
Индивидуальная работа:  Метание мяча вдаль.
Цель: закреплять навыки метания мяча вдаль правой и левой рукой.   
Ноябрь
Прогулка 10
Наблюдение за ивой
Цель: продолжать знакомство с кустарниками и деревья нашей местности, их разновидностями.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦    Ива — куст или дерево? Почему?
*    Как выглядит ива?
♦    Какую почву любит?
♦    Какие есть разновидности ивы?
♦    Что дает ива людям?
♦    Что происходит с ивой осенью?
У ивы гладкий серебристый ствол, гибкие ветви, укра¬шенные узкими, продолговатыми листьями. Дерево любит влажную почву и растет по берегам рек, озер и ручьев. У ивы много разновидностей: ветла — белая серебристая ива, и крас¬нотал, и ракита, и лоза. Издавна люди ценят иву за ранний целебный ивовый мед, за цветы, из которых готовят лекар-ства для лечения ран и нарывов, да за гибкие ивовые вет¬ви — прекрасный материал для плетения корзин и коробов. Осенью ивушка роняет золотые листья в темную виду, и они, словно маленькие кораблики, плывут вниз по течению.
Дидактическая игра  «Угадай по описанию». Цель - научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Трудовая деятельность Обрезание поломанных веток секатором вместе с воспита¬телем. Цель: учить пользоваться секатором, убирать только не¬нужные ветки.
Подвижные игры: «Краски», «Догони пару».
Цели: учить запоминать цвет краски, быстро бегать по сигна¬лу воспитателя, быть внимательным; упражнять в беге в нужном направлении до определен-ного места.
Индивидуальная работа Игровые упражнения с короткой скакалкой. Цель: учить прыгать через скакалку, вращая ее вперед и назад.

Сентябрь
Прогулка 9
Наблюдение и уход за огородными растениями
Цель: познакомить с овощными культурами, способами ухода за ними.
Ход наблюдения. Овощным культурам для полноценного роста и созревания плодов необходимы вода, воздух, свет, почва.
    Зачем мы поливаем грядки? (чтобы напоить растение; еще их поливает дождь).
    Почему почва под воздействием солнца становится твердой и похожей на камень? (из-за испарения воды).
    Растения дышат, их корням нужен воздух, а как воздух может попасть в почву? (он попадает туда после того как подрыхлили землю вокруг растения. То же самое, только без мотыги, делает дождевой червь).
    Зачем надо пропалывать и прореживать растения? (чтобы у растений было больше света).
Стихотворение «Растения» Много всяких растений повсюду: Возле речки, на пруду, на поляне и в саду. Утром весенним раскрывают они лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье Дружно дают под землей корешки.
Дидактическая игра «Угадай по описанию» Цель — развить умение составлять описательный рассказ, внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Трудовая деятельность. Уборка участка от сухих веток. Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры «Найди, где спрятано». Цель: учить ориентироваться в пространстве.
Индивидуальная работа Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком): «С кочки на кочку», «Перейди речку». Цель: вырабатывать координацию движений.
   
Сентябрь
Прогулка 10
Наблюдение за лягушкой
Цель: познакомить с внешним видом лягушки, с ее движениями.
Ход наблюдения. Обратить внимание на внешний вид лягушки, цвет ее кожи. Хорошо ли она видна среди травы? Легко ли ее можно поймать? Рассказать, что лягушки полезные животные, их нужно оберегать. Они уничтожают комаров и мух. Детям старших групп предложить подумать, почему лягушка прыгает, а не бегает. Обратить внимание на передние и задние ноги (задние ноги длиннее передних, поэтому она прыгает). Она прыгает по суше, плавает в воде.
К. Россетти  Лягушка - попрыгушка, Скачи ко мне без страха, Тебя я не обижу, Не стукну никогда. Скачи, скачи, лягушка — Зеленая рубаха, Должны мы жить, Друг другу не принося вреда.
Дидактическая игра
 «Какая лягушка?».  Цель: научить детей подбирать относительные прилагательные.
Трудовая деятельность.
Сделать домик из травы для лягушки. Цель: воспитание бережного отношения к животным.
Подвижная игра «Попрыгунчики». Цель: научить детей прыжкам на двух ногах с продвижением вперед. «Музыкальные ребята». Цель: научить выполнять движения, не мешая друг другу.
Индивидуальная работа.
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Цель: закрепить умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед.




Категория: Мои статьи | Добавил: татьянка (15.10.2013)
Просмотров: 11226 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: