Воскресенье, 05.05.2024, 21:56
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

коррекция социальной депривации у дошкольников
Занятие 1.
1.Упражнение « Мишка-лётчик».

Цель: отработка в речевом плане программы действий с «параллельными» рядами чисел; тренировка переключения внимания в сложном для восприятия задании.
Ход занятия.
Когда мишка летел ему на пути встречались поочерёдно то облачко, то звёздочка. Первое облачко было с номером 10 и первая звёздочка тоже с номером… Как ты думаешь с каким номером? (…) «Правильно,10. А что дальше ему встретилось? Расскажи (…)  Правильно, 9-е облачко, 9-я звёздочка. А потом (…) Психолог даёт синий и красный карандаши и предлагает найти и обвести номера облачков и звёздочек в соответствии с составленной в речевом плане программой: «Будь внимательна – сначала облачко, потом звёздочка».























 









Упражнение «Обезьянка и зайчик».

Цель: тренировка произвольного внимания его распределения, самоконтроля, предупреждения импульсивных реакций.
Ход занятия.
Психолог: «Обезьянка и зайчик пронумеровали клетки на своих таблицах, но сделали это по-разному, чтобы тебе интереснее было выполнять задание. Покажи числа в прямом порядке на таблице у обезьянки. А теперь у зайчика. А сейчас найди клетку под номером 1- у обезьянки и зайчика и т.д. до конца. В случае ошибок или слишком медленного темпа действия психолог предлагает сначала раскрасить клетки, по заданной программе, а потом снова называть их номера. Если ребёнок с первого раза показал номера клеток быстро и без ошибок, ему можно предложить действовать в обратной последовательности.




























 
 























































Упражнение «Шифровка».

Цель: контроль за умением действовать по наглядной программе, тренировка способности длительно удерживать внимание и переключать его; отработка зрительно – моторной координации; закрепление представлений о количестве на основе его визуализации.
Ход занятия.
Психолог и ребёнок рассматривают и обсуждают программу действий. Первые пять цифр шифруются под контролем или при постоянном соотнесении с программой. Ребёнок выполняет задание самостоятельно. При затруднениях психолог привлекает его внимание к программе. В конце каждой строки психолог организует контроль. Ребёнок сопоставляет зашифрованные цифры с образцом.





























 
Упражнение «По порядку становись!»
Цель: контролировать способности следования пройденной программе.
Ход занятия.
Психолог: «Посмотри на верхний ряд и назови все числа по порядку». «А в следующем ряду есть пропуски. Ты знаешь как заполнять их? Подумай сначала хорошенько, а потом пиши». Если первый ряд заполнен успешно, то он и программа-образец закрываются, а следующие ряды ребёнок заполняет без опоры на образец.




















 
Упражнение «В одном дворе».
Цель: отработка числовых рядов от 5 до 10 в прямом и обратном порядке; закрепление написания цифр, перенос в реальную практику умений, полученных на занятиях.
Ход занятия.
Психолог: «Посчитай сколько в этом доме подъездов. Сколько в нём этажей? Пронумеруй этажи начиная с нижнего. Поднимись по лестнице на 5-й этаж и назови этажи. Спустись с 5-го этажа вниз, называя этажи. Ты живёшь на 4-м этаже. Давай поднимемся  к твоему другу Алёше на 7-й этаж этаж. А теперь спустимся к Маше на 3-й этаж. Будем по очереди называть этажи. Ты хочешь ехать вверх или вниз? Поехали.»














 













Упражнение «Звёздочки – снежинки».
Цель: отработка возможностей одномоментно схватывать зрительно – пространственные конфигурации (то есть свёртывать их в целостную структуру) и оперировать ими во внутреннем плане.
Ход занятия.
Психолог предлагает рассмотреть программу и ответить сколько точек в первом, втором и следующих квадратах. Фиксирует действует ли ребёнок методом пересчёта или обнаруживает принцип построения ряда. Если ребёнок действует методом пересчёта, психолог рассматривает вместе с ним, как располагаются точки в каждом квадрате и каким числам это соответствует. Далее ребёнок работает по программе: раскрашивает снежинки.
















 
Упражнение «Ищем звёзды».
Цель: проверка умения действовать по словесной инструкции в усложнённом зрительном поле.
Ход занятия.
Психолог: «Перед тобой небо, усыпанное звёздами, одни обозначены буквами, а другие? У какой звезды самый большой номер? Раскрась его. А следующий номер будет 11. Раскрась его. Ты  поняла в каком порядке надо находить и раскрашивать номера звёзд? Действуй. Теперь запиши номера звёзд в том порядке, как ты их искала.


















 


 

Упражнение «У меня зазвонил телефон».
Цель: следование заданной программе, тренировка зрительного внимания.
Ход занятия.
 Психолог показывает ребёнку обе страницы задания: «У тебя дома есть телефон? На какой он больше похож? А другой телефон ты у кого – нибудь видела? Ты любишь разговаривать по телефону?» Психолог, указывая на дисковые аппараты: «Здесь один телефон правильный, а другой неправильный. Какой телефон неправильный? А что в нём неправильного?» Психолог указывает на кнопочные аппараты: «А здесь что надо сделать? Напиши цифры на панели нижнего телефона».

















 





 
 



Упражнение «Тик – так».
Цель: расширение программы работы с числовым рядом; введение пройденного в социально значимый контекст; тренировка зрительного внимания.
Ход занятия.
Психолог показывает ребёнку обе страницы задания: «Ты видела такие часы дома или на улице? Посмотри на будильник. Где здесь часовая стрелка? Покажи её. А где минутная? На какое число показывает стрелка? Значит, который час? Теперь ты будешь часовщиком. Дорисуй часы. Скажи, что ты будешь писать в кружках? Проверь себя: правильно ли ты всё сделала? Посмотри на другие часы. Они в часовой мастерской. Одни часовщик починил, а другие нет. Какие часы он починил? А что ему надо исправлять в других?















 



 


 




Коррекция операций мышления (обобщения).

Цель: сформировать у ребёнка способность к обобщению, умение дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов.
Ход занятия.
Психолог говорит ребенку: «Я покажу и назову предмет, а ты скажи, что это. Например, я скажу: «Кукла — что это?», а ты скажешь: «Это игрушка». Я скажу: «Кукла — игрушка, а ромашка — что это?», ты скажешь: «Это цветок».
Задание № 1. «Какая это посуда — кухонная, столовая или чайная?
Почему?»
Перед ребёнком расставлена перемешанная группа предметов: ка¬стрюля, сковорода, поварешка, нож, вилка, ложка, глубокая тарелка,, мелкая тарелка, блюдце, чашка, чайник, сахарница. Психолог предлагает назвать все эти предметы одним словом (посуда), а затем разложить посуду на три кучки. При этом ребенок должен объяснить, по¬чему он так расставляет. Например, «чашка — чайная посуда, потому что из нее пьют чай» и т. п.
Задание № 2. «Какие животные домашние и какие — дикие? По¬чему?».
Испытуемому предлагалась расположенная по кругу группа картинок: обезьяна, коза, волк, собака, заяц, лев, лошадь, тигр, белка, корова, мед-ведь, кошка, лиса, зебра, свинья, верблюд, слон. Вначале ребенок называл все предметы, изображенные на картинках одним словом (животные). Затем раскладывал их на две кучки, при этом объясняя, почему он так делает. Например: «Корова — домашнее животное, потому что она живет у человека» и т. п.
Задание №3.  Цель: Упражнение используется для развития особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений, от несущественных, второстепенных.


Ход занятия.
 «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками - «сад», а в скобках слова: «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно эти 2 слова - «земля» и «растения».
Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения ребёнка следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения ребёнок дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.
Материал для упражнения.
Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)
Сарай (сеновал, лошадь, крыше, скот, стены)
Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)
Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)
Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)
Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)
Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)
Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)
Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)
Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)
Задание №4. Ребёнку предлагаются группы слов, три из которых объеденены существенным признаком, а четвёртое оказывается лишним, не подходящим по смыслу. Перечень слов:
грузовик, электричка, автобус, трамвай
корабль, тачка, самолёт, автомобиль
стол, диван, шкаф, телевизор
брюки, ботинки, кепка, пальто
гусь, утка, яйцо, курица
книга, ручка, нож, карандаш


















Коррекция произвольной слуховой памяти.

Упражнение «Придумай рассказ».
Цель: сформировать у ребёнка необходимый объём произвольной слуховой памяти.
Ход занятия.
Для того, чтобы запомнить много слов, надо придумать и увидеть большой интересный фильм. И чем интересней будет фильм, тем лучше ты запомнишь слова. Ты даже сама можешь стать героем этого фильма.
Посмотри, как это делает Вика и запоминай вместе с ней.
Вот слова, которые нужно запомнить:
 
Книга
Цыплёнок
Занавеска
Картон
Сирень
Гном
Свисток
Сквозняк
Комната
Песок
Ведро
Очки
Город
Воздушный шар
 














 

Вика   обычно   представляет   себе   фильм, в котором участвуют слова-образы и она сама. А теперь слушай внимательно и смотри на картинки.


"...Я открываю КНИГУ, а она оказывается, волшебная, и из неё выскакивает маленький желтый ЦЫПЛЕНОК. Я бегу за ним, а он прячется за ЗАНАВЕСКОЙ. Я хочу её отодвинуть, дотрагиваюсь рукой и чувствую, что она твёрдая - да это же КАРТОН, занавеска картонная! А вместо цыплёнка на подоконнике СИРЕНЬ. Как хорошо пахнет!...
 













...Я наклоняюсь, чтобы получше понюхать и вижу, что среди веток сидит крошечный ГНОМ. Он подмигивает мне, достает из кармана СВИСТОК и пронзительно свистит.
От этого свистка поднимается СКВОЗНЯК. Я невольно зажмуриваюсь и когда открываю глаза, уже никого нет - я стою в пустой КОМНАТЕ...


 


















...Я начинаю оглядываться, делаю несколько шагов и чувствую, что у меня под ногами ПЕСОК. Откуда он? Да вот же ВЕДРО, из которого он высыпался, оно упало и лежит на боку. Ой, в нём ещё что-то! Это ОЧКИ. Я достаю их, очищаю от песка, надеваю и тyт же понимаю, что они тоже волшебные.

 
 


Через них я вижу большой сказочный ГОРОД, над которым летит разноцветный ВОЗДУШНЫЙ ШАР. Я сама лечу над городом. Дух захватывает
 
Далее ребёнок должен вспомнить и записать слова, которые необходимо было запомнить. После чего даётся другой перечень слов: жираф, сметана, ковёр, туман, бумага, платье, колье, пирожок, пластинка, река, гимнаст, карандаш, шкаф, муха. Психолог просит на их основе придумать свой собственный рассказ.

Упражнение «Точность памяти».
Цель: сформировать у ребёнка точность воспроизведения слов и необходимый объём памяти.
Ход занятия.
Ребёнок должен в тех же самых словах без искажения воспроизвести информацию. Упражнение заключается в составлении ряда определений к существительному. Например:
Жил – был кот…
Это был красивый кот…
Это был красивый пушистый кот…
Это был красивый пушистый кот с зелёными глазами…

Упражнение «Восстановить пропущенное слово».
Цель: сформировать у ребёнка точность воспроизведения слов и необходимый объём памяти.

Ход занятия.
Читается ряд из 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу, например,
сахар-пуля-ящик-рыба-танец-люстра-кнопка-груша-ваза-бумага-кресло-огонь
Затем ряд читается не полностью, одно из слов опускается. Нужно восстановить пропущенное слово. В следующий раз опускается другое слово, а в конце ребёнка просят восстановить весь ряд без сохранения очерёдности и по порядку.

Упражнение «Берёза русская».
Цель: сформировать достаточный объём и точность запоминания и восприятия.
Задание 1. Сейчас я прочитаю тебе начало очень хорошего стихотворения. Постарайся представить (мысленно нарисовать) то о чём в нём говорится. Внимание!
Люблю берёзу русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелёными серёжками.
Задание 2. Сейчас я прочитаю вторую часть этого стихотворения. Постарайся представить в образной форме (мысленно нарисовать) каждую строчку данного произведения.
Люблю её, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Задание 3. Нарисуй то, о чём думал, что представлял во время чтения.
Задание 4. Вспомни первую строчку стихотворения. А теперь я прочитаю тебе окончание стихотворения. Можешь ли ты вспомнить свои воображаемые картинки первых двух частей? Постарайся мысленно дорисовать их, пока я буду читать тебе заключительную часть стихотворения.
Люблю берёзу русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводиться,
Целуется, как водиться,
Идет, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!
Задание 5. Можешь ли повторить какие либо строки стихотворения.
Задание 6. Скомпонуй свои мысленные картинки в едином рисунке. Другими словами постарайся изобразить идею стихотворения, то, что хотел сказать читателям автор.

Упражнение «Азиатский орнамент».
Цель: сформировать достаточный объём и точность запоминания и восприятия.
Задание 1. Прочитай текст и постарайся запомнить слова, их последовательность и перевод.
1.    Урюк - абрикосы
2.    Арык - канал
3.    Ишак - осёл
4.    Плов - пища
5.    Бай-богатый человек
6.    Басмач - нехороший человек
7.    Шакал-животное
8.    Кишлак-деревня
9.    Пиала - чашка
10.    Медресе - духовное училище
11.    Ичиги - обувь
12.    Шайтан – чёрт
13.    Арба – телега
14.    Шайтан – арба – Средне – Азиатская железная дорога
Задание 2. Повтори то, что запомнила.

Упражнение «От звука к образу».
Цель: развитие слуховой памяти.
Задание 1. Постарайся ощутить звучание этих слов Андрея Вознесенского, настройся на их ритм. Почувствуй звуки и сочетание звуков.
Авангард           Перестройка               Вышли к жениху
Ангарвад           Пастер…Ерой            Художник и Женаху
Даргавна           Пастернак                   Открыли смаху
Агаандрв           Герой                            Художник и Женаху
Аграград           Перестройки
дваранга
Задание 2. Повтори то, что смог запомнить.

Упражнение «Фишка».
Цель: развитие процессов внимания и памяти.
Ход занятия.
Перед тобой доска, расчерченная на клетки. По ней двигается фишка. Я тебе буду диктовать ходы, а ты должна мысленно передвигать фишку по доске. Рисовать или водить пальцем по доске нельзя.
Ходы: 2 влево/ 1 вправо/ 1 влево/ 2 вниз/ 2 вверх/ 1 вниз.
Теперь нарисуй на доске, где остановилась фишка и переверни страницу.




















Упражнение «Крестики».
Цель: развитие процессов внимания и памяти.
Ход занятия.
Тебе опять нужно будет запоминать по порядку 7 слов  -  ты уже знаешь,  как это делается.  Но пока я буду читать тебе слова, ты должен РИСОВАТЬ КРЕСТИКИ.
ВНИМАНИЕ! Крестиков должно быть больше, чем слов. Чем больше крестиков ты нарисуешь, пока запоминаешь слова, тем больше баллов ты получишь. Но учти, что на каждое слово тебе дается только 3-4 секунды.
Перед тем,  как начать игру, научись рисовать крестики быстро. Итак, начнём... Не забудь, что крестиков должно быть больше, чем   слов,    и    в   твоём   распоряжении   по   3-4 секунды на каждое слово.
Запоминай слова    и    рисуй крестики
 
тигр
кошелёк
виноград
снеговик
мост

кактус










 
Упражнение «Фигурки».
Цель: сформировать навыки запоминания.
Ход занятия.
Для этой игры тебе нужна проволока - примерно 20-30 см. Она должна легко гнуться и хорошо сохранять форму.
Сначала просто потренируйся. Попробуй из неё сделать вот такие фигурки.

 








Размер фигурки может быть любой. Главное, чтобы форма была похожа.
Наверное, ты уже догадался, что будет дальше. Ну конечно, ты будешь делать разные фигурки из проволоки и одновременно запоминать слова.
Я буду диктовать тебе слова в обычном темпе, а ты за это время должен успеть сделать фигурку.
Ты   можешь   запоминать   слова   "рассаживая"    их      по    фигуре, которую      ты      делаешь.      Это      похоже      на накручивание слов на палку.
ПОСМОТРИ, КАК МОЖНО ЗАПОМИНАТЬ СЛОВА:
Boт слова    Вот фигура
 
Когда нужно будет вспоминать слова, достаточно посмотреть на проволочную фигурку, и вот они!




 






 
 
ПОФАНТАЗИРУЙ САМА!
Слова: веер, голубь, иголка,
фокусник, трактор,
термометр, шоколад.
 


 



 


 

 


Коррекция мышления.
Упражнение «Буквы-цифры».
Цель: сформировать у ребёнка высокий уровень наглядно – образного мышления.
Ход занятия.
Вначале ребёнку предлагается решить две тренировочные задачи, на материале которых он ус¬ваивает формальное правило перемещения карточек в следующих задачах. В 1-й задаче на одном листе бумаги начерчена по¬лоса из трех равных квадратных клеток. В них нужно раз-местить две карточки с одинаковыми буквами, например, таким образом:  (Н)   (Н)   (    ).
На другом листе бумаги начерчены так же, как и на первом, «рабочем» листе три клетки в ряд. В них две цифры: (5) ( ) (5). Глядя на цифры, которые выполняют в решении за¬дачи роль образца, нужно разместить карточки с буквами в тех же местах, в тех же клетках, что и цифры. При этом одно пе¬ремещение карточки в свободную клетку принимается за одно дей¬ствие, один ход.
Далее предлагается решить другую тренировочную задачу. И в ней за один ход требуется расставить карточки с буквами так же, как расставлены цифры на образце: (Г) (Г) ( ) расставить так же, как  (    )   (7)   (7). При этом необходимо напомнить, что в свободную клетку   можно  перемещать  любую  карточку,  т.  е.   расположенную как в соседней клетке, так и через одну.
После решения двух тренировочных задач предлагается таким же образом решить шесть основных задач, с возрастающим чис¬лом знаков в условиях.
1.  Расставить карточки с буквами (С) (С) (Т) ( ) так, что¬бы одинаковые буквы занимали такие же места, как одинаковые цифры  (    )   (2)   (4)   (4), за три хода.
2.  Расставить карточки с буквами ( ) (Р) (М) (М) так, чтобы одинаковые буквы занимали те же места, что и одинако¬вые цифры (1)  (1)  (3)  (   ), за три хода.
3.  Расставить карточки с буквами (П) (П) (П) (К) ( ) за три хода, как (   )   (7)   (8)   (8)   (8).
4.  Расставить ( ) (Н) (Д) (Д) (Д) за три хода, как (б)   (6)   (6)   (5)   (    ).
5.  Расставить (В) (В) (В) (В) (Л) ( ) за три хода, как (   )   (5)  (9 (9)   (9)   (9).
6.  Расставить ( ) (Б) (Ш) (Ш) (Ш) (Ш) за три хода, как (4)   (4)   (4)   (4)   (7) (…)

Упражнение «Числовые ряды».
Цель: формирование логического аспекта мышления.
Ход занятия.
Ребёнку предлагается внимательно прочитать каждый ряд чисел и в две свободных клетки написать такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд.
 
№1    3    4    5    6    7    8  (…) (…)                
№2    5    10    15    20    25    30(…) (…)            
№3    8    7    6    5    4    3  (…) (…)                
№4    9    9    7    7    5    5  (…) (…)                
№5    3    6    9    12    15    18(…) (…)                
№6    8    2    6    2    4    2  (…) (…)                
№7    5    9    12    13    16    17 (…)  (…)                
№8    27    27    23    23    19    19 (…)  (…)                
№9    8    9    12    13    16    17 (…)  (…)                
№10    1    2    4    8    16    32 (…)  (…)                
№11    22    19    17    14    12    9   (…)  (…)                
№12    4    5    7    10    14    19 (…)  (…)                
№13    12    14    13    15    14    1   (…)  (…)                
№14    24    23    21    20    18    17 (…)  (…)                
№15    16    8    4    2    1    1/2(…)  (…)                
№16    18    14    17    13    16    12 (…)  (…)                
№17    12    13    11    14    10    15 (…)  (…)                
№18    2    5    10    17    26    37 (…)  (…)                
№19    21    18    16    15    12    10 (…)  (…)                
№20    3    6    8    16    18    36 (…)  (…)



«Игра в 5».
Буквы, расположенные в четырех «клетках» слева, образуют начальное их расположение в задаче, а те же буквы, расположенные в четырех клетках справа, — их конечную, требуемую позицию, которая получается, если сделать два пере¬мещения этих букв в начальной позиции.
При этом отмечалось, что за один ход в этих задачах прини¬мается одно перемещение любой буквы в свободную, обязательно соседнюю клетку; остальные две буквы при этом остаются на своих местах. Специально подчеркивалось также и то, что само очеред¬ное перемещение буквы производится мысленно, «в уме» — как сложение или вычитание двух чисел, а результат этого перемеще¬ния записывается в четырехклеточный квадрат со свободными клетками, который находится между начальным расположением букв и требуемым. При записи очередного хода в клетки свобод¬ного промежуточного квадрата нужно букву, которая перемеща-лась мысленно, записать в соседнюю с ней, свободную клетку, а остальные две буквы переписать в тех же клетках, где они были до перемещения первой из указанных букв.



К    Н                                                            П    К
    П                                                                Н

В    С                                                            С    Т
Т                                                                В    

    Б                                                                Ш
Ш    Ф                                                            Ф    Б

Л                                                                М    
П    М                                                            Л    П

Г    Р                                                            Д    Г
Д                                                                Р    

Ж    Н                                                            Н    С
    С                                                                Ж






























Упражнение «Контуры».
Цель: сформировать переход от ориентации в условиях задач с помощью ана литического способа теоретического мышления к ориен¬тации с помощью рефлексивного способа при решении  задач в предметно-действенной форме.  
Ход занятия.
В  задачах требуется воспроизвести несколькими геометрическими фигурами небольшого размера контуры геометрических фигур относительно большого размера.
В 1-й задаче нужно воспроизвести контур восьмиугольника из четырех равнобедренных трапеций, равных по площади и длине всех сторон, с углом 45° при основании, во 2-й задаче — контур треугольника из трех равных по площади и длине сторон равнобедренных тра¬пеций с углом 30° при основании, в 3-й задаче — контур равностороннего шестиугольника из трех равнобедрен¬ных трапеций равных по площади и длине сторон с уг¬лом 60° при основании.
Упражнение проводится следующим образом. Психолог сначала объясняет, что пред¬лагаемые маленькие четырехугольники из картона называются «трапеции». Далее он говорит, что одни части трапеции называют¬ся ее сторонами (при этом он проводит пальцем по нижнему и верхнему основаниям трапеции, а также по ее обеим боковым сто¬ронам), а другие — углами (показывает четыре угла трапеции). После этого психолог предлагает ребенку самостоятельно назвать и показать (уже на материале другой трапеции), где у нее те или иные части. Затем ребёнок решает 1-ю задачу. При этом лист-образец, на кото¬ром начерчен контур восьмиугольника должен находиться на столе в некотором отдалении от ребенка, а четыре трапеции ему нужно составлять друг с другом прямо перед собой, лишь глядя на контур, а не составляя трапеции внутри него, на самом листе-образце.
После решения 1-й задачи либо самостоятельно, либо с по¬мощью психолога подобным же образом  ребёнок решает две дру¬гие задачи.
 















Упражнение «Гибкость мышления».
Цель: сформировать вариативность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности.
Ход занятия.
Ребёнку предъявляется бланк с записанными анаграммами (наборами букв). В течение 3 мин. он должен составлять из наборов букв слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.
Материал для упражнения:
ИВОЯОДЛАИЦПТУАРДБЖОАЕФМРС
ИДАРУОТУАРГШУАККЖРАИККРПС
АБЛЕНОБООСВЛООАРБД    ОАИДМНЛ
АШРАУКЛОАЛМСААККЗСЕЕЪВДДМ
О3ВИАПЛБРЕОРУАЬБДСЕЕДПМТР
УКБААПЛОТМШРАИСЛПКОАЬТДРС
ИРМОРЩБОЕЛСВЕУЗНКЦАААЛТПК
ОТМОЕТЛААШЛПУАПРГПОАЕМЛСТ
АСДОЕРМОЕСМТОООЛТЗААЬБДЕС
ОБЛОКТСАИЛДНЬОЕУЛМААОСКБЛ












Упражнение «Куб Линка».
Цель: сформировать наблюдательность и пространственные представления, способности к анализу и синтезу материала, умение находить и формулировать закономерности (приемы сложения куба), психомоторику ребёнка.
Ход занятия.
Для проведения упражнения необходим набор из 27 кубиков с длиной ребра 4 см; грани кубиков окрашены в красный, зеленый и желтый цвета по следующему расчету:
Количество кубиков    Количество окрашенных граней
     красных     зеленых              желтых
1    3              3                         0
1    3              0                         3
1    0              3                         3
3    3              2                         1
3    3              1                         2
3    1              3                         2
3    2              3                         1
3    1              2                         3
3    2              1                         3
6    2              2                         2    


Три грани кубика, окрашенные в один цвет, должны составлять трехгранный угол, примыкать к одной вершине. Две грани кубика, окрашенные в один цвет, должны составлять двугранный угол (иметь общее ребро).
Ребёнок должен из 27 кубиков сложить куб, все шесть граней которого были бы одноцветными. Отдельные кубики раскрашены с таким расчетом, что, пользуясь одинаковыми приемами, можно сложить красный, зеленый или желтый куб.

Поскольку на кубиках нет ни одной лишней грани каждого цвета, куб можно сложить только при правильном использовании кубиков.
Кубики с тремя гранями заданного цвета (таких кубиков 8) следует употреблять только для вершин трехгранных углов куба, кубики с двумя гранями заданного цвета (таких кубиков 12) - только для середины двенадцати ребер куба. Кубики с одной гранью, окрашенной в данный цвет (таких кубиков 6), должны быть использованы для середины граней; единственный кубик, не имеющий ни одной грани данного цвета, надо положить в центр куба.
Психолог: «Перед тобой лежит 27 кубиков, окрашенных в три цвета. Ты должна сложить из них один большой куб так, чтобы каждое его ребро состояло из трех кубиков. (Показывает большой куб.) Этот большой куб должен со всех сторон быть зеленым (желтым, красным). Его нижняя сторона, обращенная к столу, также должна быть зеленая; ни одна зеленая грань ни одного из маленьких кубиков не должна попасть внутрь куба, иначе ты одноцветного куба не сложишь.
Ты должна стараться сложить куб как можно быстрее. Все ясно?
Приготовься. Начинай!»
После того как ребёнок сложил зеленый куб, психолог рассыпает его и говорит: «Хорошо, теперь, стараясь еще быстрее, сложи красный куб». В третий раз предлагается сложить желтый куб.
Если ребёнок не смог сложить куб за 15 мин, психолог ему показывает, как надо это сделать и, рассыпав куб, предлагает сложить повторно, но уже другого цвета (красного или желтого).





Упражнение «Связка слов через сокращение образов»
Ход занятия.
Психолог « Представь слона, муху. А теперь слономуху, т.е. слона, у которого выросли крылышки мухи,  и который  пытается  взлететь, взмахивая большими крыльями». Порядок слов при запоминании определяется присутствием в образе большего объема первого слова.
Постарайся теперь связать следующие слова самостоятельно
помощью сокращения.
Козёл – бык
Волк – овца
Поросёнок – мышь
Корова – вол
Тигр – лось
Кабан – крыса
Дракон – кот
Шмель – конь
Сова – осёл
Кенгуру – комар
Упражнение «Цифры».
Читается ряд из цифр, например, 1, 4,  2, 5, 1, 8, 6, 7, 8, 9. Затем ряд читается не полностью, одна из цифр пропускается. Нужно восстановить пропущенную цифру. В следующий раз опускается другая цифра, а в конце ребёнка просят восстановить весь ряд без сохранения очерёдности и по порядку.
Упражнение «Придумай рассказ». Ребёнку психологом предлагаются слова для  запоминания  и  дан пример,  как  на  основе имеющегося опыта связать эти слова в рассказ. Твоя задача попытаться запомнить  зачитываемые  тебе слова, составляя из них рассказ
Перед тем, как приступить к выполнению упражнения, помни, что:
1. Образы должны быть  яркими,  четкими,  необычными.  Ты должна видеть их в воображении.
2. Они должны быть в движении.
3. Связка  между ними может быть в виде накладывания друг на друга, перекатывания, на основе «похожести». Итак, попробуй запоминать следующие слова: дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, трактор, дождь,   солнце,  часы,  лампа,  скрепка,  дом,  самолет, тетрадь, носки, воздух.
ПРИМЕР запоминания логически не связанных слов:
Мы видим зеленое красивое ДЕРЕВО.  Из него начинает расти в сторону доска,  из доски вниз опускается ножка,  получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз,  превращаясь в целую РЕKУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в  КОРЗИНУ, которая вылетает  из реки на берег.  Ты подходишь и отламываешь у нее один край - получается РАСЧЁСKА. Ты берешь  ее  и начинаешь расчесывать  волосы  до тех пор,  пока из головы не  начинает выделяться МЫЛО.  Оно  стекает  и  остается  волос,  торчащий ЕЖИKОМ.  Тебе очень неудобно и ты берешь РЕЗИHKУ и стягиваешь ею волосы, но она не выдерживает и лопается, когда она падает вниз - разворачивается по прямой линии,  а затем превращается в KHИГУ.  Ты пытаешься ее поднять - не получается. Тогда открываешь  ее  и  из неё прямо на тебя выезжает ТРАKТОР,  который светит в глаза мощным лучом, словно СОЛHЦЕ. Становится  очень жарко,  и с тебя льется пот. Очень хочется, чтобы пошел ДОЖДЬ. И он начинает идти.  Ты поднимаешь голову и видишь над  собой
ЧАСЫ,  из которых льется вода. Тебе становится холодно от дождя,  хочется, чтобы он прекратился. Ты подпрыгиваешь, хватаешься за стрелку часов и вырываешь ее.  Опустившись на землю, ты рассматриваешь ее и замечаешь у основания стрелки прикрепленную огромную ЛАМПУ. Ты забираешь стрелку в виде СКРЕПКИ и прикрепляешь на нагрудный карман.  Только прикрепила стрелку, как от лампы начали откалываться и падать на ноги,  превращаясь в кирпичи, кусочки стекла. Ты отпрыгиваешь от него в сторону,  сбросив с себя лампу со скрепкой. Постепенно из кирпичей,  которые падают  из  лампы,  появляется  целый  ДОМ. Ты подходишь к нему, касаясь рукой стрелки, но он вдруг взлетает на воздух,  словно САМОЛЕТ.  И у тебя в руках остается кирпич, который  превращается в ТЕТРАДЬ. Ты вырываешь из нее листы и делаешь из них себе HОСKИ (помня,  что они дефицит) и идешь в них по земле, как по ВОЗДУХУ.
Упражнение «Оживление».
Психолог: «Попробуй представить себе какого-либо зверя,  животное, например, тигра  теперь представь, что он ожил и начал  двигаться.  Отпусти его,  пусть живет своей жизнью в твоём воображении. Теперь представь себе другое животное или зверя и также оживи его». Поупражнявшись с живыми существами,  необходимо перейти к оживленным предметам, и по той же схеме действовать с ними.  Упражнение  выполняется  сначала  с закрытыми глазами, а затем и с открытыми. Всего "оживить" предлагается  15 живых существ и 20 предметов.
Психолог: « Можно представлять,  что ты касаешься предмета,  и он оживает,  дуешь на него и т.д. Теперь попробуй выполнять какие-либо операции с предметами или живыми существами по  твоей  воле.  Необходимо достигнуть такого состояния, когда ты сможешь свободно манипулировать предметами.
Упражнение «Перетекание».
Ребёнку необходимо представь себе два предмета и на основании «похожести» какой-либо черты из одного предмета образовать другой. Что же это за похожесть? Одинаковый цвет, форма, место расположения, запах, тактильные ощущения,  тяжесть. Например,  арбуз - книга. Представим огрызок арбуза, внутреннюю белую часть,  как из нее начинают выпадать страницы, которые складываются и сшиваются в книгу. Причем страницы того же цвета, что и внутренняя часть кожуры (похожесть). Таким образом нужно связать не менее 15 пар для наработки  умения (знание - умение - навык).

Категория: Мои статьи | Добавил: татьянка (30.09.2013)
Просмотров: 1434 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: