Воскресенье, 05.05.2024, 18:34
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Рабочая программа для старшей группы
Пояснительная записка
Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Ориентация на ребенка и его потребности; создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребенка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса на дифференцированной основе.  
Рабочая  программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада   в соответствии с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Содержание образовательного процесса в старшей группе выстроено в соответствии с  программой «Успех» под редакцией Н.В.Фединой.
В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка  от 5 до 6 лет.
Целью Общеобразовательной программы является разработка содержания и создание условий для организации образовательного процесса детей старшего  возраста, направленных на формирование общей культуры, полноценного физического и психического развития, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей старшего возраста.
Нами были определены следующие задачи общеобразовательной программы:
1.    Создать на этапе дошкольного детства условия и предпосылки для социализации ребёнка к жизни в обществе, где он будет способен занять индивидуальное место в мире и самореализоваться как зрелая личность;
2.    Формировать базисные основы личности через обогащение познавательно – речевого, социально – личностного, художественно – эстетического и физического развития детей;
3.    Обеспечить психологическую комфортность участников образовательного процесса, которая предполагает создание атмосферы  взаимопонимания и поддержки, ориентацию на успех;
4.    Оказывать помощь в личностном развитии детей через организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности (игра, театрализованная деятельность, специализированные физкультурно – оздоровительные группы), основанных на содержательном общении, построении диалога с учетом потребностей и интересов самих детей;
5.    Вовлекать родителей в образовательный процесс на принципах сотрудничества и формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Программа основывается на положениях:
1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;
2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования;
3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Дошкольный  возраст  является  важнейшим  в  развитии  человека,  так  как  он  заполнен существенными  физиологическими,  психологическими  и  социальными  изменениями.  Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими  законами,  субъективно  переживается  в  большинстве  случаев  как  счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты её развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Характеристика  возрастных  особенностей  развития  детей  дошкольного  возраста необходима для правильной организации образовательного процесса как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
    Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).
    Несмотря на то, что, как и в 4-5 лет, дети в большинстве случаев используют в речи слова-оценки «хороший» - «плохой», «добрый» - «злой», значительно чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения  моральных понятий – «вежливый», «честный», «заботливый» и др.
Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников – формируется возможность саморегуляции, т.е.  дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.).  Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок  эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т.д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть» и т.п.) или его положительными качествами («она хорошая», «он не дерется» и пр.).
В 5-6 лет у ребенка формируется система  первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия  на формирование ее отдельных сторон уже гораздо  менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления  чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). Дети оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций  общения с детьми своего и противоположного пола, осознают необходимость и целесообразность выполнения правил поведения во взаимоотношениях с детьми разного пола, замечают проявления женских и мужских  качеств в  поведении  окружающих взрослых, ориентируются на социально  одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и др. видах деятельности.  При обосновании  выбора  сверстников противоположного пола мальчики опираются  на  такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого.  При этом, если мальчики  обладают  ярко  выраженными  женскими качествами, то они отвергаются  «мальчишеским» обществом, девочки же принимают  в свою компанию таких  мальчиков.  В 5-6 лет  дети имеют представление о внешней и внутренней красоте  мужчин и женщин. Устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин  и их   полом.
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.
При распределении детьми ролей для игры в этом возрасте можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются «Сцена» и «Гримерная»). Игровые действия становятся разнообразными.
Вне игры общение детей становится менее ситуативными. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок  этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд.  Уже наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков – более порывистые, у девочек – мягкие, плавные, уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Посредством целенаправленной и систематической двигательной активности укрепляются мышцы и связки. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребенком небольших по величине усилий на протяжении достаточно длительного времени). Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребенка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые дети могут обращаться со шнурками – продевать их в ботинок и завязывать бантиком.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и темно-красный). Дети шестого года могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7-10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложечек разного размера. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Если предложить ему простой план комнаты, то он сможет показать кроватку, на которой спит. Освоение времени все еще не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года,  днях недели.  
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым (отобрать несколько фигур определенной формы и цвета, отыскать на картинке изображение предметов и заштриховать их определенным образом).
Объем памяти изменяется не существенно.  Улучшается ее устойчивость.  При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приемы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки).
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.).      Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка. Способны к звуковому анализу простых трехзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. В описательном и повествовательном монологе способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя  эпитеты, сравнения.
        Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно «чтение с продолжением».  Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения.       Практика «анализа» текстов, работа с иллюстрациями способствует углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
Повышаются возможности безопасности  жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции  (ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия действий и поступков собственных и других людей.
Трудовая деятельность. В старшем дошкольном возрасте (5-6 и 6-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда). Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
    В процессе восприятия художественных произведений,  произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
    Музыкально-художественная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
    В продуктивной деятельности  дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества.  Могут  проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую.  Дети в состоянии лепить из целого куска глины,  моделируя  форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
    Дети конструируют по условиям, заданным  взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах.
Основная часть
Организация жизни и воспитания детей
При проведении режимных процессов мы придерживаемся:
1.    Полное и своевременное удовлетворение  всех органических потребностей детей (в сне, питании, прогулке).
2.    Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3.    Привлечение детей к участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
4.    Формирование культурно – гигиенических навыков.
5.    Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6.    Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
7.    Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
При организации режимных процессов педагоги соблюдают разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных развивающих ситуаций и свободно – игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха. Ежедневно с детьми младшего и среднего дошкольного возраста планируются основные образовательные ситуации, направленные на решение программных задач в соответствии с образовательными областями с учетом их интеграции. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель по мере необходимости создает дополнительно развивающие проблемно – игровые ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
Режим дня на холодный период года старшая группа

Время    Режимные моменты    Содержание
7.00-7.30    Мы рады видеть вас! Играем вместе!    Прием детей. Взаимодействие с родителями. Игровая деятельность детей. Индивидуальные и подгрупповые дидактические, самостоятельные игры.
7.30-7.50    «Художественная литература», чтение песенок, потешек.    Беседы: «Коммуникация», «Социализация», «познание». Встреча с природой: «Труд», «Познание»
7.50-8.10    «На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята»    Утренняя гимнастика «Физическая культура», «Здоровье»
8.10-8.15    «Моем с мылом чисто-чисто»    Подготовка к завтраку: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность»,
«Труд»
8.15-8.25    Приятного аппетита!    Завтрак: «Здоровье», «Социализация»
8.25-9.00    Минутки игры    Игровая деятельность детей
9.00-10.10    Непосредственная образовательная деятельность    Образовательные ситуации на игровой основе: подгрупповые и фронтальные
10.10-10.15    Приятного аппетита!    Второй завтрак
10.15-10.25    Подготовка к прогулке    Обучение навыкам самообслуживания
10.25-12.00    «Гуляй, да присматривайся!»    «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация», индивидуальная работа.
12.00-12.10    Возвращение с прогулки    
12.10-12.15    «Умывайся, не ленись - чистым за обед садись!»    Подготовка к обеду: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность»,
«Труд»
12.15-12.30    «Это время обеда - значит нам пора за
стол»    Обед: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд»
12.30-12.35    Подготовка ко сну    «Художественная литература», «Социализация», «Музыка», «Здоровье»
12.35-15.10    « Это время тишины - все мы крепко спать должны»    Создание тихой, благоприятной обстановки для сна
15.10-15.15    «Это время для здоровья, закаляйся, детвора!»    «Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Коммуникация», «Художественная литература»
15.15-15.25    «Это время простокваш, в это время полдник наш!»    Полдник. «Здоровье», «Социализация»,
«Безопасность», «Труд»
15.25-16.15    Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей, самостоятельная деятельность в центрах активности    Интеграция образовательных областей (индивидуальная, подгрупповая, ситуативная, досуговая игровая деятельность). Кружковая деятельность.
16.15-16.20    Подготовка к ужину. Приятного аппетита!    Ужин. «Здоровье», «Социализация»,
«Безопасность», «Труд»
16.20-19.00    «Ну а вечером опять мы отправимся
гулять»    Прогулка. Уход детей домой.
Взаимодействие с родителями.
РЕЖИМ ДНЯ НА ТЕПЛЫЙ ПЕРИОД ГОДА
    с 5 до 6 лет
Прием детей, осмотр, игры, дежурство    7.00-8.00
Утренняя гимнастика    8.00-8.15
Подготовка к завтраку, завтрак    8.25-8.55
Игры, подготовка к образовательной деятельности    8.55-9.00
Непосредственная образовательная деятельность    9.00 - 9.25
Подготовка к прогулке, прогулка    9.25-11.35
Возвращение с прогулки, водные процедуры    11.35-11.40
ОБЕД    11.40-12.10
Подготовка ко сну, дневной сон    12.10-15.10
Подъем детей, бодрящая гимнастика, закаливающие процедуры    15.10-15.20
Подготовка к полднику, полдник    15.20-15.35
Игры, литературный час    15.35-16.30
Подготовка к ужину, ужин    16.32-17.00
Подготовка к прогулке, прогулка
Игры на участке, самостоятельная художественная деятельность,     уход домой    17.00-19.00
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Виды
НОД    Интеграция приоритетных образовательных областей    Старшая группа
Двигательная    «Физ.культура»,
«Здоровье»,
«Социализация»,
«Коммуникация»
«Безопасность».    3
Познавательно-исследовательская
(формирование целостной картины мира, конструирование, ФЭМП)    «Познание»,
«Социализация»,
«Коммуникация»
«Безопасность»,
«Чтение худ.
литературы»,
«Художественное
творчество»,
«Здоровье»    3
Продуктивная    «Художественное
творчество», «Труд»
«Музыка»,
«Социализация»,
«Коммуникация»
«Познание».    3
Коммуникативная    «Коммуникация»
«Социализация»,
«Познание», «Чтение
худ. литературы»,
«Художественное
творчество»,
«Музыка».    1
Чтение худ. литературы    «Чтение худ.
литературы»
«Коммуникация»«С
оциализация»,
«Познание».    1
Музыкально-художественная    «Музыка», «Коммуникация»
«Социализация»,
«Познание».    2
итого             11

Расписание непосредственно образовательной деятельности
старшая группа
Дни недели    Виды НОД    Время    Интеграция приоритетных образовательных областей
Понедельник    1. Музыкально-художественная
2 Продуктивная (лепка, аппликация)    9.00-9.25
9.35-10.00    1 Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Познание»
2. «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание».
Вторник    1.    Познавательно-
исследовательская
(ФЭМП)
2.    Двигательная    9.00 - 9.25 9.35-10.00    1.«Познание», «Социализация»,
«Коммуникация», «Художественное
творчество».
2. «Физ.культура», «Здоровье»,
«Социализация», «Коммуникация»
«Безопасность», «Познание».
3.
Среда    1.    Познавательно-
исследовательская
(формирование
целостной картины
мира)
2.    Продуктивная
(рисование)
3.    Двигательная
(на воздухе)    9.00 - 9.25
9.35-10.00 10.10-10 35    1 .«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание». «Здоровье», «Безопасность.
2.«Художественное творчество»,  «Коммуникация», «Познание».
3. «Физ. культура», «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация» «Безопасность», «Познание».
Четверг    1 Коммуникативная . Чтение худ. литературы
2. Двигательная    9.00 - 9.25 9.35-10.00    1.«Коммуникация», «Чтение худ. литературы», «Познание», «Социализация».
2. «Физ.культура», «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность»,«Познание».
Пятница    1.    Познавательно-
исследовательская,
(конструирование
ручной труд)
2.    Музыкально-
художественная    9.00 - 9.25 9.35-10.00    1.    «Познание»,«Коммуникация»
«Социализация. .«Художественное
творчество», «Труд»,
2.    Музыка». «Социализация»,
«Коммуникация», «Познание».
    Итого: 11    4 часа 35 мин.    




Модель образовательного процесса ДОУ № 91 г. Липецка

Образовательн
ые области    Виды детской деятельности    Формы образовательной деятельности
«Физическая культура»    двигательная,    коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая,                        музыкально-художественная    Подвижные игры, игровые упражнения, спортивные игры и упражнения, двигательная активность на прогулке, физкультурные занятия, гимнастика, физкультминутки, игры-имитации, физкультурные досуги и праздники, эстафеты, соревнования, дни здоровья, туристические прогулки, экскурсии, реализация проектов.
«Здоровье»    двигательная,                     игровая, продуктивная,    коммуникативная, трудовая,                познавательно-исследовательская,     музыкально-художественная,      чтение      худ. литературы.    Игровые упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, двигательная активность на прогулке, беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, реализация проектов.
«Социализация»    игровая,                     двигательная, коммуникативная,           трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение          худ.          литературы, продуктивная.    Игры с правилами, творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые проблемные ситуации, рисование, рассматривание картин и иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание и обсуждение худ. произведений, обсуждение мультфильмов и телепередач, изготовление сувениров и подарков, викторины, реализация проектов.
«Безопасность»    познавательно-исследовательская, игровая, чтение худ. литературы, коммуникативная,    продуктивная, музыкально-художественная, двигательная.    игровые проблемные ситуации, беседы, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание худ. произведений, туристические прогулки, экскурсии, викторины, реализация проектов
«Труд»    трудовая,                   продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская,            игровая, чтение          худ.          литературы, двигательная.    Индивидуальные и коллективные поручения, дежурства и коллективный труд, игровые и бытовые проблемные ситуации, дидактические игры, беседы, викторины, рассматривание картин и иллюстраций, слушание и обсуждение худ. произведений, изготовление поделок, создание макетов, реализация проектов.
«Познание»    познавательно-исследовательская, игровая, чтение худ. литературы, двигательная,     коммуникативная, продуктивная (конструктивная),
трудовая,                      музыкально-художественная.    Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы, коллекционирование, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин и иллюстраций, заучивание стихов, слушание и обсуждение худ. произведений, моделирование, сооружение построек, создание макетов, изготовление поделок, викторины,
        реализация проектов.
Коммуникация    коммуникативная, познавательно-исследовательская,            игровая, чтение          худ.          литературы, музыкально-художественная, продуктивная,                  трудовая, двигательная.    беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание худ. произведений, театрализация, составление и отгадывание загадок, досуги, праздники и развлечения.
«Чтение худ. литературы»    коммуникативная, познавательно-исследовательская,     музыкально-художественная.    беседы, слушание художественных произведений, игровые проблемные ситуации, чтение, разучивание стихов, драматизация, театрализация, викторины.
«Художественно е творчество»    продуктивная,         познавательно-исследовательская,    чтение    худ. литературы,                 музыкально-художественная, коммуникативная.    Рисование, лепка, аппликация в «Мастерской»; реализация проектов.
«Музыка»    музыкально-художественная, двигательная,    коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.    Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-дидактические, подвижные игры, концерты, досуги, праздники и развлечения.                                   4


Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Образовательная программа построена в соответствии с познавательными возможностями дошкольников включает в себя два уровня: знания отдельных фактов, объектов, отдельно взятых событий, явлений и системные знания.
Содержание Программы в полном объёме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнёрской позиции взрослого и партнёрской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Примерное годовое комплексно-тематическое планирование муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 91 г.Липецка.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы  являются примерные темы (праздники, события, проекты),  которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
 -  явлениям нравственной жизни ребенка
-  окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);
-  миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);
- традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери  и др.);
- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День народного единства, День защитника Отечества и др.),
-  сезонным явлениям,
-  народной культуре и  традициям.
 Данная основа комплексно-тематического планирования обеспечивает:
- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;
- поддержание эмоционально-положительного  настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы;
- технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.);
- многообразие форм подготовки и проведения  праздников;
- возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);
- выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников);
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
При использовании комплексно-тематического планирования учитывается следующее:
-  количество тем самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу, и может быть, как сокращено, так и увеличено (дополнено другими международными, российскими праздниками или событиями);
- указанные темы могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса международными, российскими праздниками или событиями;
- формы подготовки  и реализации тем  носят интегративный  характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;
- формы работы по подготовке и реализации темы детей 4-5 лет могут быть использованы и при подготовке к теме для  детей 5-7 лет (например, чтение, беседы, разучивание стихотворений по теме и т.п.);
- одной теме уделяется не менее одной недели (оптимальный период
2 недели);
-  тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и в уголках развития.
Праздники как структурные единицы примерного календаря праздников могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса событиями
В соответствии с федеральными государственными требованиями планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он приобретает в результате освоения общеобразовательной программы.
Промежуточные результаты освоения общеобразовательной программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период по всем направлениям развития.
Для определения как промежуточных, так и итогового результатов освоения Программы большое значение имеет социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный социальный портрет отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста. Формирование социального портрета ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, осуществлялось также по следующим основаниям:
•    по принципу интегративности, или возможности формирования качества в ходе освоения всех или большинства образовательных областей;
•    в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребёнка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно организован;
•    с учётом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы.
Планируемые промежуточные результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования к пятилетнему
возрасту (средняя группа):
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
У ребенка антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет соответствующими возрасту основными движениями. Проявляет интерес к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь». Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены.
любознательный, активный.
Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения. Проявляет устойчивый интерес  к различным видам детской деятельности:
конструированию, изобразительной деятельности, игре. Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
Эмоционально отзывчивый.
Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей,
персонажей сказок, историй, мультфильмов, кукольных спектаклей. Понимает
и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние
(сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические
характеристики ( нарядный, красивый).    ,
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом. При создании построек может участвовать в планировании действий, договариваться, согласовывать действия. Речь при общении со сверстниками носит преимущественно ситуативный характер. Содержание общения со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации. Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Разделяет игровые и реальные взаимодействия. Умеет планировать последовательность действий. В процессе игры может менять роли. Умеет соблюдать правила игры. Проявляет личное отношение к соблюдению моральных норм (стремится к справедливости, испытывает чувство стыда при неблаговидных поступках). Самостоятельно или после напоминания использует в общении «вежливые «слова, обращается к сотрудникам детского сада по имени-отчеству. Умеет (сам или с помощью взрослого) вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. Знает, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых.
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Владеет элементарными навыками самообслуживания. Ориентируется в пространстве детского сада. Умеет играть в простейшие настольно-печатные игры. Проявляет инициативу в выборе роли, сюжета в театрализованных играх. Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр. Предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов, при этом активно использует все органы чувств. Способен конструировать по собственному замыслу. Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие.
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
Ребенок знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи. Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать его. Знает некоторые государственные праздники. Имеет первичное представление о Российской армии. Знает некоторые военные профессии.
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:
Выполняет элементарные индивидуальные и коллективные поручения. Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится хорошо его выполнить. Способен удерживать в памяти несложное условие. Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение. Может описать предмет, картину, пересказать отрывок из сказки. Способен сосредоточенно действовать в течение 15 - 20 минут.
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов
детской деятельности.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы
В соответствии с ФГТ сюда относятся «планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и «система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы». Образовательный мониторинг – это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.
Выявить качество образовательных услуг, получить достоверный материал для оценки и корректировки собственной педагогической деятельности дошкольного учреждения позволяет педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика – это система методов и приемов, специально разработанных технологических методик и тестовых заданий, позволяющих определять уровень развития ребенка дошкольника, уровень профессиональной компетенции педагогов, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образовательных услуг ДОУ.
Структура мониторинга включает следующие этапы:
1.    Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей, индикаторов).
2.    Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
3.    Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.
4.    Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
5.    Принятие решения об изменении деятельности.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности) и высокоформализованных (тестов, опросников, методов проективной техники - решение проблемных ситуаций) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
В старшей группе мы широко используется непосредственное наблюдение за обеспечением качества педагогического процесса и созданием необходимых условий. Также активно используются традиционные методы педагогической диагностики: беседы с родителями, детьми, анализ детских работ, изучение документации, анкетирование родителей.
 Цель мониторинга: оценка успешности решения образовательных задач, а также своевременная корректировка и оптимизация форм и методов образовательной работы в зависимости от динамики достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы. Основными особенностями системы мониторинга являются:
•    Оценивание реальных достижений ребенка, проявляющихся в его повседневной активности и деятельности в естественной среде (в играх, в процессе свободной деятельности, в ходе режимных моментов);
•    Комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов, при котором с одной стороны учитываются экспертные оценки специалистов детского сада, а с другой  - данные анкетирования родителей;
•    Соотнесенность программных задач развития детей с системой оценочных параметров;
•    Наличие четких критериев для оценивания по параметрам, характеризующим интегративные качества на каждом возрастном этапе;
•    Определение динамики промежуточных и итоговых результатов;
•    Учет в оценочных показателях зоны ближайшего развития каждого ребенка;
•    Преемственность как с мониторингом достижений детей раннего возраста, так и старшим дошкольным возрастом;                                                  
Мониторинг проводится 2 раза в год (осень – сентябрь, весной – май) педагогами ДОУ. В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. При организации мониторинга учитывается методическое издание Верещагиной Н.В. , которое включает в себя 2 раздела:
     - мониторинг уровней овладения необходимыми навыками по образовательным областям;
     - мониторинг уровней развития интегративных качеств.
Мониторинг уровней овладения необходимыми навыками по образовательным областям осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
     С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
 
Форма проведения мониторинга представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
   Мониторинг детского развития включает в себя оценку познавательного развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: умственных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, анализа продуктов детской деятельности.
Анализ осуществляется в соответствии с показателями развития ребенка по всем возрастам, даны критерии выставления того или иного балла по каждому параметру. Среди анализируемых параметров выделены также те, которые характеризуют не одно, а несколько интегративных качеств. Это упрощает для воспитателя процедуру мониторинга, поскольку позволяет переносить баллы из одного раздела в другой.
Система оценок мониторинга трехуровневая: «качество проявляется устойчиво» (2 балла), «Качество проявляется не устойчиво», то есть, по сути, находится в зоне ближайшего развития, в стадии становления, и проявляется лишь в совместной со взрослым деятельности (1 балл); «качество не проявляется» (О баллов).
Результаты мониторинга выражены в процентах и объективно показывают:
•    Успешность освоения Программы каждым ребенком;
•    Успешность освоения содержания выделенных в Программе образовательных областей всей группой детей;
•    Успешность формирования у каждого ребенка группы необходимых интегративных качеств.
Работа с родителями
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Методическое обеспечение программы
1. Белая К.Ю. Образовательная программа ДОУ с учетом Федеральных Государственных требований / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. -2010. -№ 9. -С. 6- 15.
2. Белая К.Ю. Модель образовательной программы ДОУ / К.Ю. Белая // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - № 1.
3 Гризик Т. И. О Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Т. И. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5.
4.    Давыдов В.В.Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.:
ИНТОР, 1996.
5.    Методические рекомендации «О разработке основной
общеобразовательной программы дошкольного образования» // Обруч. - 2011.
-№1.
6.    Скоролупова О. Планируемые результаты освоения основной
общеобразовательной программы дошкольного образования / О. Скоролупова,
Н. Федина // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2.
7.    Скоролупова О. Организация деятельности взрослых    и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной    программы дошкольного образования / О. Скоролупова, Н. Федина //    Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8.
8.    Скоролупова О. Основные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 7.
Закон «Об образовании» Российской Федерации.
Конвенция ООН о правах ребенка, 1989г.
Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой- 4-е изд.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада. /Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» /Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой- 3-е изд.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Веракса Н.Е, Веракса А.Н, .- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Ребенок и окружающий мир
«Ознакомление дошкольника с окружающей и социальной действительностью» Н.В. Алешина
«Юный эколог» С.Н.Николаева.
«Воспитание нравственной чувствительности у дошкольников» А.М. Виноградрва.
Развитие речи
«Развитие речи. 4-6 лет» В.В. Гербова. Учебно-наглядное пособие.-М.Владос.2003
«Развитие речи в детском саду» В.В. Гербова. .-М.Мозаика-Синтез.2005
«Развитие правильной речи ребенка в семье». Максаков А.И. .-М.Мозаика-Синтез.2005
Формирование элементарных математических представлений.
«Занятия по формированию элементарных математических представлений » И.А.Помораева, В.А. Позина.
Нравственное воспитание
«Нравственное воспитание в детском саду» Петрова в.И., Стульник Т.Д. .-М.Мозаика-Синтез.2006
Трудовое воспитание
«Трудовое воспитание в детском саду»Комарова Т.С., Куцакова Л.В..-М.Мозаика-Синтез.2005
Художественная литература
«Приобщение детей к художественной литературе» Гербова В.В.- М.Мозаика-Синтез.2005
Книга для чтения в детском саду и дом. Хрестоматия. 4-5 лет/ Сост. В.В. Гербова, Н.П.Ильчук. - М. Оникс- ХХI век,2005
Художественно-эстетическое воспитание
«Изобразительная деятельность в детском саду» Комарова Т.С. -М.Мозаика-Синтез.2005
«Изобразительная деятельность в детском саду» Лыкова И.А.
Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям» - М.Мозаика-Синтез.2005
«Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В.Куцакова. - М.Мозаика-Синтез.2005
«Занятия по конструированию из строительного материала». Л.В. Куцакова. - М.Мозаика-Синтез.2005
«Мы строим дом» Венгер Л.А.
Культурно – досуговая  деятельность
«Народные праздники в детском саду» Зацепина М.Б., Антонова Т.В.- М.Мозаика-Синтез.2005
«Праздники и развлечения в детском саду» Зацепина М.Б., Антонова Т.В.- М.Мозаика-Синтез.2005
Игровая деятельность
«Игровая деятельность в детском саду» ГубановаН.Ф. .- М.Мозаика-Синтез.2006
Физическое воспитание
« Физическое воспитание в детском саду» Степаненкова Э.Я. .- М.Мозаика-Синтез.2005


Категория: Мои статьи | Добавил: татьянка (30.09.2013)
Просмотров: 4632 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: