Воскресенье, 05.05.2024, 11:51
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

социальная депривация: причины и методы коррекции
Введение.
     Проблемам  социализации детей дошкольного возраста в условиях материнской и социальной депривации - были посвящены исследования известных отечественных ученых Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной, М.И. Лисиной, Т.М. Землянухиной, Ю.Ф. Поляковой, Р.Ж. Мухамедрахимова и др. К вопросам социальной депривации детей дошкольного возраста обращались в своих трудах выдающиеся отечественные и зарубежные психологи: Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Ж.Пиаже, Б.Инхельдер, Ш.Бюлер, Б.Тюдор-Гарт, Г. Гетцер, К. Коффка, Э.Эриксон, Дж.Боулби и др.
Понимание депривации имеет многоуровневое значение, исходя из психической депривации. В нашей курсовой работе мы рассматриваем:
- депривацию идентичности (социальную) - как ограниченную возможность для усвоения автономной социальной роли;
- депривацию материнскую - как состояние, обусловленного недостатком постоянного, тесного и стойкого отношения к одному лицу, к матери.
     В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, безнадзорности и беспризорности детей.
Дети группы социального риска постоянно находятся в стрессовом состоянии, испытывают на себе психическую, эмоциональную, коммуникативную депривацию. Длительное воздействие на ребенка травмирующих ситуаций формирует у него внутреннюю напряженность, тревожность, агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности. Большинство детей данной группы населения попадает в государственные учреждения: приюты, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты.
Проблема социальной депривации детей,а впоследствии - проблема дезадаптивного поведения, является весьма актуальной, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту,
Большое число детей, воспитывающихся в  условиях депривации имеет сенсорное недоразвитие, задержку в развитии и интеллектуальную недостаточность, что выражается в целом ряде специфических факторов, наиболее выраженных в особенностях эмоционально-личностной сферы.
Проблемы психологического характера таких детей определяются недостатком родительской ласки и любви. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости ребенка.
Новизна нашей работы состоит в ее направленности на углубление теоретических и методических представлений о целостности, индивидуально-личностной ориентированности коррекционных педагогических воздействий посредством психологических коррекционно-развивающих занятий на общее психическое и физическое развитие ребенка, имеющего проблемы в поведении.
На сегодняшний день тема социальной депривации недостаточно изучена в психолого-педагогической литературе. Очевидно, что следствием социальной депривации практически всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта, нарушении поведения. Для ликвидации последствий социальной депривации и дезадаптивного поведения, прежде всего, необходимы устранение и компенсация вызвавших ее условий.
Гипотеза. У детей дошкольного возраста, находящихся в условиях социальной депривации, отмечается изменение эмоциональных реакций, что выражается в нарастании чувства тревоги, агрессивности.

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития детей дошкольного возраста в условиях социальной депривации.
1.1.Понятие депривации.
Депривация — термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине. В русский язык он пришел из английского — deprivation — и означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетво¬рения жизненно важных потребностей»
  Для понимания сути этого термина важно обратиться к этимологии слова. Латинский корень privare, что значит «отделять», лежит в осно¬ве английских, французских, испанских слов, переводимых на русский язык как «частный, закрытый, отдельный», отсюда же и используемое в русской речи слово «приватный». Префикс de в данном случае пере¬дает усиление, движение вниз, снижение значения корня (по анало¬гии со словом «де-прессия» — «подавление»).
  Таким образом, уже этимологический анализ слова показывает, что, говоря о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребно¬стей, которое происходит в результате отделения человека от необхо¬димых источников их удовлетворения — отделения, имеющего пагуб¬ные последствия.
  Существенна именно психологическая сторона этих последствий: ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви — проявле¬ния депривации психологически похожи.
   Психическая де¬привация вызывается недостатком сенсорных стимулов, социальных контактов, устойчивых эмоциональных связей. Происходит своего рода «голодание», результаты которого проявляются в ослаблении, обеднении организма и психики.
   В психологию термин «депривация» вошел благодаря английскому психологу Джону Боулби. В его знаменитой работе «Материнская забо¬та и психическое здоровье», впервые опубликованной в 1952 году и описывающей, в частности, результаты психологического изучения детей, эвакуированных во время  Второй мировой войны, было пока¬зано, что дети, в раннем детстве лишенные материнской заботы и любви, испытывают задержку в эмоциональном, физическом и интел¬лектуальном развитии. Открытие феномена депривации оказалось на¬столько важным, что породило целое направление в науке, существу¬ющее и развивающееся и в настоящее время.
  Какое содержание вкладывается современными психологами в поня¬тие депривации?
В. Каган считает, что термин «депривация» «используется для обозначе-ния лишения или утраты желанного, необходи¬мого»
По мнению А. Ребера  термин «депривация» означает «потерю какого-то желаемого объекта или человека и используется для обозначения удаления объекта или человека и для обозначения состояния потери непосредственно»
Ч. Райкрофт в словаре психоаналитических терминов определяет деиривацию как «опыт недополучения необходимого». Важно отметить, что термин «депривация» многими авторами ис¬пользуется двояко — для обозначения реального ограничения ус¬ловий жизни и функционирования, и  психического состояния, воз¬никающего в результате подобных ограничений.
Канадский психолог Д. Хебб, подчеркивая специфику психической де¬
привации, дает следующее ее определение: «Биологически адекватная,
но психологически ограниченная среда». Под ограничением Хебб пони¬
мает недостаток определенных элементов среды, которые необходимы
для нормального развития и сохранения психических функций. Таким
образом, он говорит о депривации в первом из представленных выше
значений.    *
Эвристичное определение депривации во втором значении пред¬лагают известные исследователи этой проблемы, авторы фундамен¬тального труда «Психическая депривация в детском возрасте» Й. Лангмейер и 3. Матейчек: «Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени».            Важным уточнением в определении значения понятия депривация является также проводимое некоторыми исследователями различение между, с одной стороны, ситуацией, когда человек с самого рождения лишен определенных стимулов (раздражителей, импульсов — «пред¬мета потребности», по А. Н. Леонтьеву), в результате чего некоторые значимые потребности вообще не возникают, и с другой — ситуацией, когда потребность уже возникла, а затем предмет потребности стал не-доступен. Первую ситуацию иногда называют «привацией», т. е. отде-лением, а вторую — собственно депривацией.
1.2. Психическая депривация  и её варианты.

     В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации — двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие.
     Психическая    депривация – это  психическое    состояние,    возникшее    в результате таких жизненных ситуаций,  где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения  некоторых  его  основных  психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени.
Психические потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются его ежедневным общением с окружающей средой. Если по какой-либо причине ребенку препятствуют в подобном контакте, если он изолирован от стимулирующей среды, то он неизбежно страдает от недостатка стимулов. Эта изоляция может носить разную степень. При полной изоляции от человеческой среды в течение длительного периода можно предполагать, что основные психические потребности, которые с самого начала не удовлетворялись, развиваться не будут. Проявления психической депривации могут охватывать широкий диапа¬зон изменений личности от легких странностей, еще совершенно не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, вплоть до очень грубых пораже¬ний развития интеллекта и характера. Психическая депривация может представ¬лять пеструю картину невропатических признаков, а иногда может также про¬являться выраженными соматическими особенностями.
Одним из факторов возникновения психической депривации является недостаточное поступление стимулов - социальных, чувствительных, сенсорных. Предполагается, что другим фактором при возникновении психической депривации является прекращение связи уже создавшейся между ребенком и его социальной средой.
Выделяют три основных варианта психической депривации; эмоциональная (аффективная), сенсорная (стимульная), социальная (идентичности). По степени выраженности депривация может быть полной (тотальной) – когда одновременно не удовлетворены многие потребности или одна, но настолько важная, что её неудовлетворение вызывает тотальные нарушения; или частичной (парциальной) – когда не удовлетворена какая – либо одна потребность.

1.2.1. Эмоциональная и сенсорная депривация.

     Проявляется в недостаточной возможности для установления интимного эмоционального отношения к какому либо лицу или разрыве подобной связи, когда такая уже была создана. В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна.
Как показывают многочисленные психологические исследования, необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлении, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга.
Большой вклад в разработку этой проблемы внесла группа советских ученых, объединившихся под руководством Н. М. Щелованова. Они установили, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, пере-стают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Н. М. Щелованов писал, что если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, которую неоднократно наблюдал в яслях и домах ребенка, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.
Безучастность, отсутствие улыбки у детей из приютов, домов ребенка замечались многими уже с самого начала действий таких учреждений. Как научный факт отрицательные последствия пребывания в закрытом детском учреждении стали рассматриваться лишь в начале XX века. Эти феномены, впервые систематически описанные и проанализированные американским исследователем Р. Спитцем, были им названы феноменами госпитализма. Суть сделанного Р. Спитцем открытия состояла в том, что в закрытом детском учреждении ребенок страдает не только и не столько от плохого питания     или     плохого     медицинского     обслуживания,     сколько     от
специфических условий таких учреждений, один из существенных моментов которых — бедная стимульная среда. Обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики. Конечно, госпитализм — явление очень сложное, где сенсорный голод выступает лишь одним из моментов, который в реальной практике невозможно даже вычленить и проследить его влияние как таковое. Однако депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно считать общепризнанным.
И. Лангмейер и 3. Матейчек полагают, что младенцы, воспитывающиеся без матери, начинают страдать от отсутствия материнской заботы, эмоционального контакта с матерью лишь с седьмого месяца жизни, а до этого времени наиболее патогенным фактором является именно обедненная внешняя среда.
По мнению М. Монтессори, наиболее сензитивным, наиболее чувствительным для сенсорного развития ребенка, а следовательно, и подверженным наибольшей опасности от отсутствия разнообразных внешних впечатлении является период от двух с половиной до шести лет..
Однако можно признать, что сенсорная депривация может иметь отрица-тельное воздействие на психическое развитие ребенка в любом возрасте, в каждом возрасте по-своему. Поэтому для каждого возраста следует специально ставить и особым образом решать вопрос о создании разнообраз¬ной, насыщенной и развивающей среды обитания ребенка.
Необходимость создавать в детских учреждениях сенсорно насыщенную внешнюю среду, признаваемая в настоящее время всеми, на деле реализуется примитивно, однобоко и неполно. Так, часто из самых лучших побуждений, борясь с унылостью и однообразием обстановки в детских домах и школах-интернатах, стараются максимально насытить интерьер разными красочными панно, лозунгами, выкрасить стены в яркие цвета и т. п. Но это способно устранить сенсорный голод лишь на самое короткое время. Оставаясь неизменной, подобная обстановка в дальнейшем все равно к нему приведёт.

1.2.2. Двигательная депривация.

С двигательной депривацией мы сталкиваемся всякий раз, когда возникает резкое ограничение движения, например, в результате травм или болезней. Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей. Сегодня широко признано, что тугое пеленание груд¬ных младенцев, традиционное для некоторых культур, имеет отрицательные последствия не только медицинского или физио¬логического характера, но и сугубо психологические.
Существуют данные, что дети, двигательная активность которых в силу медицинских причин в течение длительного времени была силь¬но ограничена, нередко испытывают состояние депрессии, которое может «прорываться» взрывами ярости и агрессивности. М. Щелованов и его сотрудники приводят результаты наблюде¬ний, свидетельствующие о том, что если ребенок находится в условиях хронической гиподинамии, то у него развивается эмоциональная вялость и возникает компенсаторная двигательная активность — раскачивание тела из стороны в сторону, стереотипные движения руками, сосание пальцев и т. п. Эти движе¬ния довольно быстро закрепляются и мешают прогрессивному разви¬тию всей двигательной сферы.
Стереотипное раскачивание из стороны в сторону, которое мо¬жет продолжаться часами, многие исследователи наблюдали у ма¬леньких детей
Из закрытых детских учреждений, условиями содержания лишённых возможности нормально двигаться. Этому явлению ещё в 30-е годы прошлого века посвятила своё исследование польский психолог Ванда Шуман. По её мнению, покачивание доставляет ребёнку определённые проприоцептивные раздражения, которые как-то разнообразят его ощущения.
Многие авторы, исследовавшие такого рода движения, считают, что в определенном диапазоне, когда они сосуществуют с другими видами активности и имеют тенденцию к сворачиванию по мере взросления ребенка, стереотипные движения могут в самом деле рассматриваться как достаточно эффективный способ разнообразить опыт сенсорных ощущений.
Ведь если обстановка воспринимаемая ребенком ,чрезмерно статична и «мир не движется вокруг него», то ребёнку есть смысл самому двигаться относительно этого мира. К тому же такие движения могут служить средством успокоения, вследствие чего некоторые исследователи относят их, а также такие повторяющиеся движения, как постукивание, покачивание ногой к числу так называемых «успокоительных привычек», объясняя известную их полезность аутостимуляцией.
Синдром раскачивания можно рассматривать двоя¬ко — как показатель глобального неблагополучия ребенка и как свое¬образный способ его выхода из неблагоприятной ситуации. Вот поче¬му если в двигательном поведении ребенка раскачивание достаточно ярко выражено, на это следует обратить особое внимание.
Способы преодоления последствий двигательной депривации, рав¬но как и способы ее профилактики, очевидны — необходимо создавать условия, всемерно способствующие развитию двигательной актив¬ности ребенка. На важность этого указывал еще известный русский психолог и педагог И. А. Сикорский, работавший в конце XIX — нача¬ле XX века. Он подчеркивал, что ребенку необходимо предоставлять свободу действий, поощряя его двигательную активность, чтобы да¬вать ему повод как можно чаще и полнее напрягать и упражнять его мышцы. Это, по мнению И.А. Сикорского, позволит ребёнку постоянно ощущать и помнить о живущей и таящейся в нём силе.
Долгое время развитие двигательной сферы ребёнка связывалось с занятиями физкультурой, которые имели своей целью развитие координации движений, становление крупной моторики, различных групп мышц и т.п. При этом совершенно не учитывалось особое, глубокое значение движения для общего психического развития и развития личности. Накоплено много данных о том, что развитие движений в детстве имеет интимную связь с формированием ядра личности – чувства «Я», «образа Я», «Я - системы».
Важнейшим моментом развития самосознания человека является период, когда ребёнок начинает ощущать себя причиной и источником собственных действий. М.Ю. Кистяковская (1965) обнаружила, что
 Самые яркие эмоциональные реакции у младенцев возникают при выполнении наиболее сложных по структуре движений. Это чувство «мышечной радости» характерно и для более старших детей. В той же работе М.Ю. Кистяковской было показано, что у детей воспитывающихся в условиях двигательной депривации, обнаруживается состояние глубокой моторной отсталости, из которого их можно вывести только с помошью интенсивной психолого – педагогической работы. Сами собой с возрастом подобные нарушения не проходят.

1.2.3. Социальная депривация.

Наряду   с   эмоциональной   и   сенсорной   выделяют   также   социальную депривацию.
Развитие ребенка во многом зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступает во взаимодействие, которое можно считать общением: он начинает развивать особую активность, объектом которой является взрослый. Эта активность проявляется в форме внимания и интереса ребенка ко взрослому, эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому, инициативных действий, чувствительности ребенка к отношению взрослого.
Можно предположить, что чем младше ребенок, тем тяжелее для него будет социальная изоляция. В книге чехословацких исследователей И. Лангмейера и 3. Матейчека «Психическая депривация в детском возрасте» приводится множество выразительных примеров того, к чему может привести социальная изоляция ребенка. Это и так называемые «волчьи дети», и по существу трагические случаи из жизни современных детей, которые с раннего детства никого не видели и ни с кем не общались. Все эти дети не умели говорить, плохо или совершенно не ходили, непрестанно плакали, всего боялись. Самое страшное то, что, за единичными исключениями, даже при самом самоотверженном, терпеливом и умелом уходе и воспитании такие дети на всю жизнь оставались ущербными. Даже в тех случаях, когда благодаря подвижнической работе педагогов происходило развитие интел¬лекта, сохранялись серьезные нарушения личности и общения с другими людьми. На первых этапах «перевоспитания» дети испытывали очевидный страх перед людьми, впоследствии боязнь людей сменялась непостоянными и слабо дифференцированными отношениями с ними. В общении таких детей с окружающими бросается в глаза назойливость и неутолимая потребность любви и внимания. Проявления чувств характеризуются, с одной стороны, бедностью, а с другой стороны, острой, аффективной окрашенностью. Этим детям свойственны взрывы эмоций — бурной радости, гнева и отсутствие глубоких, устойчивых чувств. Следует отметить также, что они в эмоциональном отношении очень ранимы, даже мелкое замечание может вызвать острую эмоциональную реакцию.
Чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической работы. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.
Многие похожие черты можно заметить у воспитанников школы-интерната. Но пожалуй, более показателен характер их социальных контактов после окончания учебы в интернате, когда они вошли в нормальную взрослую жизнь. Бывшие воспитанники испытывают явные трудности при установлении различных социальных контактов. Например, несмотря на очень сильное желание создать нормальную семью, войти в родительскую семью своего избранника или избранницы, они часто терпят неудачи на этом пути. В результате все приходит к тому, что создаются семейные или сексуальные связи с бывшими однокашниками, с членами той самой  группы,  с которой они терпели социальную  изоляцию.  Ко  всем другим они испытывают недоверие, чувство незащищённости.

1.2.4. Материнская депривация.
Наиболее важной оказывается материнская депривация, с изучения которой по существу и начинал Дж. Боулби. Термин «ма¬теринская депривация» применялся им для описания случаев, когда оказываются разорванными узы привязанности между ребенком и ма¬терью.
Близким по значению понятию материнская депривация в пси¬хологии является понятие госпитализм (от англ. hospital — больни¬ца), или «больничный синдром», введенное немецко-американским психологом
Р. Шпицем в 1945 году для описания психического со¬стояния ребенка, помещенного на длительное время в больницу без матери.  Но «госпитализм» и «депривация» не являются полными синонимами, поскольку их содержание пересекается лишь частично. Термин «госпитализм» является более узким, ограничен¬ным и возрастом ребенка (до полутора лет), и местом его пребывания (больница, приют).
      Материнская депривация может иметь самые разные причины: это может быть чрезмерная занятость родителей на работе, их озабоченность своими проблемами, отсутствие подлинного интереса к ребёнку с его проблемами и переживаниями, непонимание своей родительской роли, когда мать считает, что специалисты – воспитатели могут лучше развить ребёнка.
        Материнская депривация — отрыв от матери или недостаток вза-имодействия с ней — приводит к тому, что ребенок испытывает дефи¬цит эмоционального тепла, с одной стороны, и оказывается в сенсорно обедненной среде, не испытывая удовольствия от поглаживаний, пока-чиваний, разговоров, просто прикосновений, с другой стороны.
Последствия материнской депривации во многом зависят от вре¬мени ее возникновения и продолжительности — чем раньше возник¬ла депривация и чем дольше она продолжалась, тем тяжелее возни¬кающая патология.
К последствиям материнской депривации обычно относят расстройства эмоционально-волевой сферы, неравномерность и отставание в интеллектуальном и моторном развитии.
Во всех возрастных группах у детей, выросших в условиях деп¬ривации, отмечается малая дифференцированность и поверхност¬ность в общении с окружающими, недостаточность развития выс¬ших эмоций — чувства жалости, сочувствия, соучастия, способнос¬ти сознавать свою вину, испытывать чувство стыда, а также низкая работоспособность, расстройства внимания, памяти.
Прогноз компенсации депривационных нарушений формирова¬ния личности зависит от продолжительности нахождения в условиях депривации. У детей, развивающихся в условиях депривации первые три года или больше, проявляются социальные, эмоциональные и интеллектуальные трудности даже после того, как они провели не¬сколько лет в стабильной домашней обстановке.
Роль матери в обеспечении базовой потребности ребенка в безо¬пасности, тепле и заботе, а также влияние детско-родительских отно¬шений на формирование базовых образований личности легли в ос¬нову теории привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсворт.
Теория привязанности показывает, какое влияние на отношения ребенка с другими людьми и восприятие себя оказывает взаимодей¬ствие между ним и человеком, заботящимся о нем на ранних этапах жизни, и как эти отношения влияют на развитие его личности в дальнейшем. Таким человеком чаще всего является мать, однако это может быть любой другой постоянно заботящийся о ребенке чело¬век. Этот так называемый первичный «объект привязанности» обес¬печивает ребенку безопасность и надежность.
На основе первичной привязанности у ребенка складываются от¬ношения с более широким кругом людей: родственниками, сверстни¬ками, учителями, лицами противоположного пола и т.п. Дж. Боулби назвал эти отношения вторичной привязанностью.
К концу первого года жизни в процессе формирования привязанно¬сти у ребенка возникает так называемая внутренняя операциональная (рабочая) модель себя и других людей (Дж. Боулби). Используя как образец свои отношения с матерью, ребенок интерпретирует поведение других людей и вырабатывает по отношению к ним соответствующие ожидания, которые интернализируются, и таким образом создается кон¬текст дальнейших взаимоотношений ребенка с окружающими. Дж. Бо¬улби и М. Эйнсворт пришли к заключению, что тип взаимоотношений родитель—ребенок, сформировавшийся в ходе развития привязанности в первые два года жизни, образует основу всех будущих отношений. Последующие исследования в этой области показали, что трудности, возникшие в результате нарушений детско-родительских отношений, исключая, возможно, грубую родительскую депривацию, могут подда¬ваться коррекции под влиянием в первую очередь отношений с други¬ми людьми и изменения среды.

1.3. Теория депривации.

    Й. Лангмейер и 3. Матейчик разработали концептуальный ап¬парат теории депривации, основанной на теориях научения и привязанности. Они определяли депривацию как недостаточное удо¬влетворение основных психических потребностей (в течение дли¬тельного времени и в серьезной степени). В качестве таковых они вычленяли потребности ребенка в богатой разнообразными стиму¬лами сенсорной среде, в дифференцированной к относительно по¬стоянной структуре внешних стимулов, когда понятны правила, по которым происходят изменения, и есть уверенность в наличии за¬щиты и контроля протекающих процессов, в эмоциональной связи с матерью (отцом, другими значимыми лицами), в возможности автономного функционирования.
Отечественная теория депривации имеет значительное сходство с западной в том, что также ОТВОДИТ центральную роль в развитии личности взаимодействию взрослого с ребенком (Л. С. Выготский, Л.И.Божович, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Д.В.Эльконин и дру¬гие). При этом депривация рассматривается как нарушение или несформированность у ребенка специфической человеческой по¬требности в общении.
Согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, развитие происходит в процессе интериоризации культурно-исто-рического опыта и социальных отношений. Взрослый высту¬пает для ребенка в качестве носителя этого опыта и важнейше¬го источника развития; только в постоянном контакте со взрос¬лым возможна интпериоризация в привязанности к заботящемуся о нём взрослому. Л. С. Выготский рассматривал данную потребность не как биологически заданную (первичную) (что принято в западной литературе), а как результат взаимодействия ребенка с окружающим социумом, и прежде все¬го со взрослыми людьми.  Л. С. Выготский считал задержки развития результатом депривации общения и контактов с внешним миром, вследствие чего потребность в общении не формируется или приобретает нарушенные формы. В качестве важнейшего условия развития ребенка Л. С. Выгот¬ский рассматривал социальную ситуацию его развития — «систему отношений между ребенком данного возраста и социальной дей-ствительностью». Однако в силу исторических обстоятельств изучение социальной ситуации развития долгое время было прак¬тически невозможным. Только в 80-х годах появились первые оте¬чественные исследования в этой области.
М.И. Лисина писала о том, что потребность в общении и деятельность общения возникают у ребенка прижизненно и форми¬руются одновременно, так как исходный пункт обоих процессов — выделение ребенком из окружающей среды взрослого как особо¬го объекта своей активности. Отсутствие значимого взрослого или дисфункциональные отношения с ним снижают способность ребен¬ка к интериоризации и эмоциональному развитию. Социальная си¬туация развития превращается для ребенка в «ситуацию невозмож¬ности», приводит к задержкам эмоционального и интеллектуального развития.
Согласно В. И. Мясищеву, богатство отношений с окружающим миром — главное условие нормального развития личности. Он счи¬тал, что степень деструктивности депривационных условий в зна¬чительной мере зависит от мотивационно - потребностной сферы, конституциональных особенностей, от наличия психических и со¬матических заболеваний. Он подчеркивал необходимость исследо¬вания ситуаций, которые можно рассматривать в качестве наиболее значимых источников депривации для конкретной личности.
В концепции B.C. Мухиной в качестве механизмов развития личности выделяются идентификация и обособление, что весьма близко к теории объектных отношений и социальному анализу. Идентификация «отвечает» за социализацию, т. е. присвоение инди¬видом своей человеческой сущности, а обособление — за индивиду¬ализацию, т. е. формирование и поиск собственной индивидуально¬сти. Депривация обоих механизмов,  обязательно приводит к искажениям развития личности и самосознания.
Е. Т. Соколова показала, что при личностных расстройствах грубые нарушения самосознания выступают в виде неустойчиво¬го, диффузного образа «Я», деструктивного внутреннего диалога и являются следствием травматического опыта и нарушенных отно¬шений со взрослым на ранних этапах развития.
Другим важнейшим положением отечественной психологиче¬ской школы стало представление о собственной деятельности как главной движущей силе развития. Из этого положения непо¬средственно вытекает необходимость активной позиции ребенка для нормального психического развития.
Активное осмысление собственной деятельности, ее предмет¬ных и личностных оснований — предпосылка способности к само¬регуляции и свободному самоопределению, которое, в свою оче¬редь, является условием полноценного развития личности.

1.4.Причины психологического нарушения социально-эмоционального развития детей в условиях депривации.
    Во-первых, основная часть детей имеет неоспоримо негативную наследственность, в частности наследственную отягощенность алкоголизмом, а в последние годы и наркоманией, происходит постоянное увеличение количества детей, страдающих врожденной психической и неврологической патологией.Они перегружены психопатологической наследственностью, в первую очередь, это умственная отсталость и шизофрения.
     Во-вторых, вредным является вынашивание нежеланной беременности. Стрессогенное воздействие вынашивания такой беременности приводит к искажениям жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком во время внутриутробного развития, к нарушению сенсорных, обменных, гуморальных связей между ними.Во время беременности отмечаются психические нарушения: истероформные реакции, депрессивные состояния, психовегетативные нарушения, обострения психических, соматических хронических заболеваний. Важным патогенным фактором являются связанные с психическими отклонениями нарушения поведения таких беременных: гиперактивность, неудачные попытки прервать беременность, злоупотребление курением, алкоголем, наркотиками и т.д. Большинство из них оказываются неготовыми к родам, о чем свидетельствует исключительно высокий уровень недонашиваемости, а также патологии родовой деятельности. Клинически выраженные мозговые повреждения у новорожденных обнаруживаются сразу после родов. Они нуждаются в реанимации и интенсивной терапии в связи с тяжестью состояния.
Недоношенность, малая масса и сопутствующие им церебральные повреждения часто приводят к нервно-психической патологии у детей. Если к этому прибавить патогенное влияние на психическое развитие ребенка раннего разрыва с матерью и неизбежно возникающей при этом психической депривации младенца, а также ту угрозу, которую несет наследственный фактор психической патологии родителей, то становится очевидным, что дети, рожденные от нежеланной беременности, входят в группу особого риска по психической патологии, требуют чрезвычайного внимания и интенсивных медико-социальных и психолого-педагогических профилактических мероприятий с младенчества.
     Третьим патогенным фактором, который проявляется у более старших детей, является комплекс социальных, педагогических и психологических вредностей в родительских семьях. Среди форм неправильного воспитания типичными являются безнадзорность и гипоопека. Большинство семей, где дети лишены попечения родителей, характеризует вопиющее социальное неблагополучие: низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство родителей, аморальный образ жизни, скандалы и драки в семье, а также проживание с тяжело психически больными родственниками.
Остро в таких семьях стоит проблема жестокого обращения с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие). Дети из этих семей лишены родительской любви (дети без любви), недоедают, не посещают организованные детские коллективы, подвергаются истязаниям, что приводит к уходу из дома. Отсюда - признаки сенсорной и социальной депривации, отставание в психическом развитии более чем в двух третях случаев, признаки мозговой дисфункции с неврологическими расстройствами, энурезом, нарушениями познавательной деятельности, расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью ко лжи, патологическому фантазированию, с выраженными невротическими реакциями.
    Таким образом, главным условием полноценного психоэмоционального развития ребенка является родительская семья с соответствующей природе формирующегося ребенка организацией жизни, с присущим только биологической семье уровнем общения с родными, и особенно с матерью. Отрыв ребенка от родителей способствует развитию так называемых депривационных психических расстройств, которые тем тяжелее, чем раньше ребенок оторван от матери и чем длительнее воздействует на него фактор этого отрыва. В раннем детском возрасте депривация приводит к характерным нарушениям раннего развития (отставание в общем и речевом развитии, недостаточное развитие тонкой моторики и мимики); в дальнейшем проявляются и эмоциональные нарушения в виде общей сглаженности проявления чувств при нередкой склонности к страхам и тревоге, поведенческие отклонения (частые реакции активного и пассивного протеста и отказа, недостаток чувства дистанции в общении или, наоборот, затруднения при контакте).
Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития вследствие социальной депривации.
Итак, человек проходит первичную социализацию в семье, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и т.д.), ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.





1.5. Методы коррекции последствий социальной депривации детей дошкольного возраста.
При разработке коррекционной программы учитываются основные проявления ведущего нарушения, сохранные и компенсаторные возможности ребенка, специфику заболевания или отклонения в развитии, возраст.
     Весь комплекс мер по первичной диагностике и коррекции соответствует следующим принципам:
-раннее выявление нарушений поведения и предупреждение их дальнейшего развития;
-комплексность коррекционных мероприятий;
-дифференцированный подход к проведению коррекционных занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также типологии поведенческих нарушений;
-равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе психокоррекционной работы;
Коррекционные занятия с детьми дошкольного возраста проводятся ежедневно, индивидуально или в подгруппах.
     Метод коррекции поведения представляется как планомерный и систематический процесс и осуществляется в три этапа:
- задача первого этапа - вскрыть конфликты и устранить препятствия, мешающие адекватным формам поведения и установлению контакта;
-на втором этапе формируются поведенческие стереотипы в соответствии с общепринятыми нормами и возрастом.
-на третьем этапе в процессе функциональных тренировок ставится задача научить корректным поведенческим реакциям в различных ситуациях с отрицательными и положительными стимулами.
     Параллельно ведется работа по преодолению задержек развития, которая включает:
а) преодоление имеющихся дефектов сенсорики, общих и тонких произвольных движений, речи;
б) формирование процессуальной игры;
в) ознакомление с окружающим.
     Цели коррекционной работы:
1. В символической форме провести «реконструкцию» прошлых переживаний, «отреагировать» страх и горе ребенка, показать ему конструктивные способы разрешения проблемных ситуаций.
2. Развивать положительный «Я-образ» ребенка (расширить его представления о себе, развить способность к принятию самостоятельных решений, повысить самоконтроль.
    Принципы коррекционной работы:
1.Во время сеанса психолог является активным участником игрового процесса, на первых порах он постоянно комментирует действия ребенка, вербализирует его и свои чувства. Предлагая ребенку различные игры, он оставляет право за ребенком на собственные действия, всячески приветствуя его инициативу.
2.Создает благоприятные условия ребенку для создания образов. Предоставляет возможность испытать негативные переживания в безопасной обстановке, позволяет ребенку самому преобразовать эти образы в удобной для него форме.
3.Психолог не ставит перед собой задачу интерпретировать эти образы. Главное, что образы наполнены смыслом для самого ребенка.
4.Психолог предлагает ребенку новые средства для выражения и решения своих проблем (индивидуально созданные для ребенка истории или народные сказки).
Современное понимание значения легких энцефалопатических расстройств у детей как факторов, обусловливающих недостаточность перцепции, моторики, речи и интегративной деятельности мозга в целом, нацеливает на организацию занятий специалистами разного профиля для коррекции органического дефекта, который, будучи нетяжелым в своем клиническом проявлении, вызывает тем не менее значительную психическую депривацию.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что формирование поведенческих расстройств у детей, находящихся в условиях социальной депривации происходит на самых ранних этапах социализации ребенка при сочетанном воздействии различных патогенных факторов. Следовательно, реабилитация может эффективно осуществляться только в случае раннего выявления и ранней  коррекции поведения.












 

Категория: Мои статьи | Добавил: татьянка (24.09.2013)
Просмотров: 13450 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Ольга  
0
мне нужен весь документ

Имя *:
Email *:
Код *: