Четверг, 18.04.2024, 11:00
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Занятие в старшей группе Лепка «Олешек» по мотивам дымковских игрушек
ЦЕЛИ:
Обогащать и расширять художественный опыт детей.
Систематизировать  и закреплять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.
Развивать творческие способности.
Активизировать в речи детей прилагательные.         
       Программное содержание:  расширять представление о народной игрушке;
        закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи.
Закрепить представления о процессе создания игрушек. Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке. Учить соединять части фигурки.
Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
Формировать умение работать с пластилином.
 Вызывать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в лепке, дополнять создаваемый образ интересными деталями. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.
Материалы и атрибуты: дымковские игрушки; силуэты дымковских игрушек из картона, бумажные фигуры:  круги, кольца, точки, полоски и т.д.; таблицы с изображением элементов дымковской росписи; панно «Зима»; технологические карты по лепке.
Техническое обеспечение: музыкальный центр, диск с записью слайд-шоу и диски с записью русских народных песен:
«Ой, мороз, мороз », «Барыня»
Для каждого ребенка:  пластилин, стека, вода, станок для лепки, салфетки (бумажные, влажные).
Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи;  просмотр детских презентаций о народных промыслах  декоративно-прикладного искусства. Организация выставки детских рисунков, поделок. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.

На доске декорация с изображением домиков на фоне пейзажа. Из труб идёт дымок. Декорация закрыта занавесом. На полу лежит ковёр. У ковра – столик для настольного представления. Музыкальное сопровождение занятия обеспечивается с помощью фонограммы.

Этапы работы
            Ход занятия    
Приветствие    Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку.
        Сорока - белобока по лесу летала,
        По веткам скакала,
        Детский сад искала.
        Принесла в клюве письмо.
        (Показывает детям письмо.)
        От кого оно?
        (Открывает конверт.)
        «Здравствуйте, ребятки, -
        Ульянки и Ванятки,
Полины, Саши, Пети и другие дети!
Если любите играть,
Лепить и рисовать,
Приезжайте в гости!
Милости просим!
Игрушки из села Дымково».    
Беседа с детьми    Педагог: Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?
Дети: Хотим!
Педагог: Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.)
Педагог: Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковёр).
- Все готовы?  Ковёр взлетает:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал наш ковёр взлетать
Над полями, над горами,
Над высокими лесами.
Мы быстрее ветра мчимся,
Глядь – и мигом приземлимся!
(открывает декорацию)    .
Рассказ педагога    Звучит тихо мелодия на народную тему.
Смотрите-ка, река! А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носит. Вятка – город старинный. Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. С высокого берега реки Вятки,  видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топят печи, а летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название слободы Дымково. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка.
    Вначале  были свистульки. Всю зиму женщины слободы Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.
    Свое умение бабушки передавали внучкам, внучки – своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней.
  Игрушки глиняные когда-то были самым ярким украшением ярмарки – свистуньи. А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Рассказывают, будто началось все с беды: подступили к городу враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах и качались деревья. Обрушилась «с молодецким свистом-посвистом» малая дружина вятичей и врагов осилила. С тех пор и отмечают горожане каждую весну народный праздник - ярмарку. Ярмарку-свистунью, шумную, яркую, такую цветную, что глазам больно. И ни один праздник не обходится без глиняных игрушек. Дома руки мастера разминали послушный комок глины, а память оживляла впечатления шумного, яркого праздника… и всю долгую зиму вились над избами слободы голубые дымки: крестьяне – мастера обжигали в русской печи свои игрушки к весенней ярмарке-свистунье.
        Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется  голубой  дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дыме все кругом.
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» прозвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки непростые:
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду.
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
    
Чтение стихотворений    Звучит русская народная музыка. На столе появляются дымковские игрушки. (Водить кукол может педагог, а говорить за кукол могут дети)
Читают дети:
За студёною водицей
Собирается девица,
Как лебёдушка, плывёт,
Вёдра полные несёт.

В красном новеньком седле
Всадник скачет на коне.
Конь копытом гордо бьёт.
Молодца домой везёт.

Поглядите, что за птицы!
Кто ни взглянет, удивится!
Расписные петухи,
Курочки и индюки.

Через горные отроги,
Через крыши деревень
Красноногий, желторогий
Мчится глиняный олень!

Козлик – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.

Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолапа не скули,
Нашу Таню не буди.


    
Музыкально – пантомимическая игра    Педагог:
        Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.
        Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки.    
Дидактическая игра
«Украсим игрушки узором»    Педагог:
Повернитесь, покружитесь,
Низко – низко поклонитесь!
Ждёт нас новая игра.
Составлять узор пора!
         Педагог достаёт крупные контурные бумажные изображения дымковских игрушек и предлагает детям украсить их цветными бумажными элементами – кругами, кольцами и точками. Если контурные изображения достаточно крупные, дети могут работать подгруппами.  Педагог  уточняет, какие элементы используются для составления узора. Перед работой дети просматривают слайд-шоу.    
Работа со схемами. Показ воспитателя.
Обсуждение способов лепки.    Педагог: Молодцы! С заданием вы справились. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.
Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы.
- Из чего делают дымковские игрушки?
- Какие еще нужны материалы?
- Какие нужны инструменты для работы?
Мастерская открывается. Дети входят  и садятся на рабочие места.
Педагог:
Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Отгадайте мою загадку и узнайте, что вы будете лепить:
Стоит на стройных ножках –
Вся краса в рожках.
Правильно, это олешек.
 Обратите внимание на схему!
 (на плакате – образцы и приемы лепки).
Педагог:
Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.     
Физкультминутка    Педагог:
Привезли мы глину с дальнего бугра
           ( руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
           (руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь!
           (лепят «ладошками»)
А потом распишем
           (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)
Будем мы игрушки «печь»,
           (лепят «ладошками»)
Печка жаром пышет.
          (кулачки сжимают и разжимают)
А в печи не калачи,
          (машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки!
          (руки вперед)
- Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова:
«Сяду прямо, не согнусь,
за работу я возьмусь».
Вот теперь можно приступить к работе.    
 
Самостоятельная  работа    - А сейчас я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые.    
Индивидуальная работа    Дети приступают к работе, педагог  следит за работой, советует, показывает приемы работы.    
Итог занятия
Анализ работ    Дети заканчивают работу, вытирают руки, ставят оленей на подставку.
Педагог:
Посмотрим, как наши мастера справились с работой.
- Все ли игрушки ладные?
- Чья работа больше всех нравится? Почему?
- Какая игрушка самая аккуратная?
- Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на ковёр. Ещё минута – и он оторвётся от земли.
        Раз,  два, три!
        Лети!
- Повторяйте за мной прощальные слова:
        Мы о дымковской игрушке
        Будем вспоминать не раз.
        А сейчас, друзья – подружки,
        Мы закончим наш рассказ.
Звучит русская народная мелодия «Барыня»
Педагог:
Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!
Дети танцуют.    

Категория: Мои статьи | Добавил: татьянка (11.11.2013)
Просмотров: 8048 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: